Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Лилия ПАВЛОВА | 22 января 2014 |
Телевидение контрастов
Рост российской абонентской базы платного ТВ на 9% в 2013 г. значительно превысил общемировые 3%. При этом само платное телевидение стремительно обесценивается.
Как сообщила на организованной в преддверии CSTB'2014 пресс-конференции Елена Крылова, директор по проектам , в 2013 г. объем российского рынка платного ТВ увеличился на 13% и составил 52 млрд. рублей. Число абонентов достигло 33, 6 млн (рост на 9%), проникновение – 60%. По итогам 2013 г. в топ-5 стран по числу абонентской базы наряду с США, Китаем, Бразилией и Индией вошла и Россия, ее доля в общемировой абонентской базе сегодня составляет около 4%. При этом доля России в общемировых доходах от платного ТВ крайне мала, поскольку средний доход российских операторов платного от абонента очень невысок. Для сравнения, ARPU абонента КТВ в России составляет 145 руб. (СНТВ – 102 руб., IPTV – 197 руб.), тогда как ARPU европейских операторов кабельного телевидения находится на уровне 27 евро.
Низкие доходы операторов платного телевидения – следствие застарелых нерешенных проблем, которые усугубились в последние два года, считает Михаил Силин, вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России. "Мы неоднократно говорили регуляторам, что ТВ постепенно переходит в неэфирные среды, однако к нашим словам относились весьма скептически и ни в концепции развития телерадиовещания, ни в ФЦП кабельное и спутниковое телевидение практически никак не отражены, – заметил М. Силин. – Однако в течение последних двух лет отношение представителей администрации нашей страны и руководства Минкомсвязи к нашему рынку диаметрально изменилось. Теперь регулятор признает, что фактически все сколько-нибудь значимое вещание производится в кабельных и спутниковых сетях, и именно этому рынку необходимо уделить самое существенное внимание". По словам М. Силина, фундаментальная проблема, которая наметилась примерно два года назад, связана с тем, что из-за отсутствия нормативно-правового обеспечения и определения важнейших понятий (например, "кабельное телевидение", "вещание" не как вид деятельности, а как услуга), на рынке произошли серьезные перекосы. Так, в эфире вещаются платные тематические каналы, которые соответственно меняют свою финансовую политику, стремясь выйти на рекламный рынок. Кроме того, принципиально различаются условия, которые вещатели формируют для кабельных и спутниковых компаний: где-то каналы могут распространяться бесплатно, где-то каналы сами платят за распространение, а где-то каналы требуют лицензионных платежей. "В результате происходит существенное искажение конкурентной обстановки на рынке, и это дает возможность многим компаниям выходить с абсолютно демпинговыми предложениями, – констатировал М. Силин. – Как следствие, происходит обесценивание платного ТВ, обесценивание контента. В результате последует деградация или вообще исчезновение с рынка отечественных тематических каналов, которые не смогут существовать в таких условиях. Они и сейчас уже испытывают очень большие трудности, они практически не получают или получают минимальные деньги от лицензионных платежей и не могут (и никогда не смогут) полноценно существовать за счет рекламных поступлений". По мнению Михаила Силина, рынку платного ТВ необходима понятная стратегия развития, на которую могут опереться его игроки, однако сегодня даже законодательно закрепленного термина "платное телевидение" не существует. "Сейчас АКТР ведет постоянную работу с Минкомсвязи, и мы находим гораздо больше понимания со стороны руководителей министерства по поводу этих проблем, – отметил Михаил Силин. – Мы надеемся, что в ближайшее время проблемы начнут решаться".
Что касается исследования iKS-Consulting, то аналитики отмечают, что структурно российский рынок практически идентичен общемировому (52% абонентской базы и 58% доходов у КТВ, соответственно 38 и 28% у СНТВ, 10 и 14% у IPTV), и изменения происходят в сторону сокращения сегмента кабельного телевидения и роста сегментов спутникового ТВ и IPTV. Впервые за всю историю развития российского платного телевидения в 2013 г. сегмент КТВ не показал роста, число абонентов осталось на уровне 2012 г. и составило 17,3 млн. "Можно ожидать, что начиная со следующего года мы будем наблюдать небольшой отток в этом сегменте, что соответствует общемировому тренду", - отметила Е. Крылова. Число абонентов СНТВ выросло на 19% и составило 12,9 млн., а сегмент IPTV с 3,4 млн. подписчиков стал абсолютным лидером по темпам роста (25%).
По прогнозу iKS-Consulting, в ближайшие пять лет в среднем рынок будет расти на 4% ежегодно, и к 2018 г. проникновение платного ТВ составит 73%. "В принципе, тренд положительный, - заметила Е. Крылова, - Но существуют и сдерживающие развитие рынка платного телевидения факторы. Один из них – смещение интересов в сторону интернета". По данным исследования iKS-Consulting, сегодня житель крупного российского города имеет в своем распоряжении в среднем 2,4 устройств, на которых можно просматривать телевизионный и любой другой видеоконтент. Телевизоры смотрят в основном люди старшей возрастной категории (45 и более лет), а молодежная аудитория в возрасте до 24 лет предпочитает использовать для просмотра видеоконтента ПК, ноутбук, планшет, смартфон. При этом вообще телевизор не смотрят 10% опрошенных горожан, но треть из них время от времени смотрит линейное телевидение в интернете.
"Это некий мировой тренд, – констатировала Е. Крылова. – В частности, американские исследователи отмечают сокращение доли пакетных подключений: если два года назад 92% пользователей ШПД были в том числе подключены к платному ТВ, то сегодня эта доля составляет уже 87%, и этот разрыв увеличивается. Растет число тех, кто смотрит ТВ в интернете, используя различные ОТТ-сервисы. То же самое наблюдается у нас".
Примечательно, что в российских городских домохозяйствах проникновение телевизоров с функцией подключения к интернету сегодня составляет 23%, а процент подключенных телевизоров достиг 19%. При этом 10% абонентов, имеющих подключенные smart-телевизоры, не смотрят линейное телевидение – они обращаются в первую очередь к контенту в интернете, а 53% смотрят видеоприложения для smart-телевизоров.
По данным исследования, среднее время видео- и телесмотрения составляет сегодня у российских горожан 26,5 часов в неделю. Интересный факт: притом что молодежь меньше всех смотрит телевизор, в сумме эта аудитория потребляет на всех устройствах намного больше видеоконтента, чем старшее поколение (разрыв между старшей и младшей группами составляет 5 часов в неделю).
По мнению Яны Чуриковой, телеведущей и директора по запуску телеканала MTV, VIACOM, интернет следует рассматривать как помощника, а не конкурента ТВ. "Во многом результаты нашего исследования совпадают с данными iKS-Consulting, – отметила Я. Чурикова. – Принято считать, что молодежная аудитория – самая нелояльная к телевидению. Но это не так, о чем свидетельствуют цифры. Около пяти часов в день наша целевая аудитория, а это молодежь, проводит за просмотром на различных устройствах видеоконтента, получаемого из разных источников. И стратегия VIACOM состоит в том, чтобы различными методами доставлять контент тем, кто его хочет получить. При этом развитие интернета не только не помешало телевидению, но при грамотной политике телеканала способствует повышению лояльности телеаудитории. Зритель хочет общения. Телеведущие старой школы вспоминают, как мешками получали письма с откликами на передачи. Спасибо интернету за то, что он дал производителям контента среду взаимодействия со зрителями. Все то, чего телевидению в обычном виде не хватает, а именно общения с аудиторией, обсуждения контента, дают социальные сети в привязке к ТВ. По нашим данным, после посещения сайта 30% пользователей переходят по ссылке на канал".
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.