Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

С онлайн-сервисов спросят за пропуск трафика

25 мая 2023

Интернет-сервисы могут обязать платить за пропуск «основного» интернет-трафика. Инициатива, которая прописана в проекте стратегии развития связи, не затронет только организаторов распространения информации.

Такой подход, вероятно, нацелен на получение отчислений от зарубежных компаний, считают эксперты, однако, будут ли они прислушиваться к новым требованиям, пока неясно. Пострадавшими при этом могут оказаться российские контент-провайдеры и коммерческие операторы CDN.

Платить придется за пропуск основного трафика на сетях связи - больших потоков видео, например. С такой инициативой выступили авторы «Стратегии развития отрасли связи в РФ на 2024–2035 годы», предварительный текст которой был подготовлен Минцифры России совместно с операторами связи. Согласно документу планируемый объем трафика в РФ будет последовательно увеличиваться примерно на 25% в год. В потребительском сегменте это будет происходить за счет стриминга видео в высоком разрешении (4K, 8K), а также приложений дополненной и виртуальной реальности и мультимедийного контента. За рубежом подход с оплатой за трафик уже использовали в Южной Корее – там в 2019 году обязали онлайн-кинотеатр Netflix заплатить оператору SK Broadband компенсацию за пропуск трафика, однако видеосервис по-прежнему оспаривает это решение.

Новые требования не коснутся только компаний, которые Роскомнадзор внес в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). На сегодняшний день в нем числятся, например, «ВКонтакте», «Дзен» и «Одноклассники», сервисы Яндекса и видеохостинг Rutube. Из зарубежных интернет-сервисов в реестр ОРИ внесен только видеохостинг Vimeo. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что они обязаны хранить на территории РФ данные о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей, а также информацию об этих пользователях в течение одного года. Кроме того, до шести месяцев необходимо сохранять и сообщения интернет-пользователей.

Российские контент-провайдеры уже платят операторам связи самостоятельно или через коммерческих операторов CDN, рассказал гендиректор CDNvideo Ярослав Городецкий. Поэтому основной целью инициативы, вероятно, стало получение отчислений зарубежных компаний.

«Дискуссии о том, должны ли телеком-операторы получать деньги от контент-провайдеров за сетевые услуги, идёт достаточно давно. На заре развития интернета в России контент-провайдеры действительно не платили. Потом операторы добились того, что практически все контент-провайдеры стали направлять деньги за пропуск трафика - либо напрямую, либо при посредничестве операторов CDN, которые “разговаривают” на языке контент-провайдеров и предоставляют адаптированные для них услуги. Сейчас, насколько я знаю, осталась лишь пара-тройка российских контент-провайдеров, которые не оплачивают эти услуги телекоммуникационных операторов, и все они обладают статусом ОРИ, - отмечает эксперт. - С зарубежными провайдерами ситуация несколько другая - телеком-операторы зачастую предоставляют им услуги бесплатно, так как это позволяет им экономить на стоимости интернет-каналов: ведь если не дать бесплатный интернет-порт зарубежному контент-провайдеру, его трафик придёт через дорогой внешний интернет-канал. Но в итоге получается, что зарубежные контент-провайдеры находятся в более выгодном положении, чем отечественные, так как многие из них за пропуск российского трафика не платят. Возможно, именно это противоречие и пытается разрешить новый проект стратегии отрасли связи».

Как отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин, в России нет обязательного «налога на трафик». «Компании самостоятельно принимают решения о заключении коммерческих договоров с операторами, законодательных обязательств в этой сфере у них нет. Решение о введении новых мер должно приниматься, конечно, очень взвешенно, ведь это - существенная статья расходов для бизнеса. Российские онлайн-кинотеатры, например, на фоне ухода зарубежных мейджоров с рынка очень активно занимаются дорогостоящим производством собственного контента, и вводить для них дополнительные финансовые обязательства нужно очень аккуратно. Ведь важно не навредить тем, кто сегодня наравне с другими участниками российской экономики борется за импортонезависимость нашей страны, только в культурной сфере», - считает депутат.

Если рассматривать инициативу с точки зрения сбора оплаты с зарубежных площадок, то она выглядит вполне рационально, однако тут так же необходимо учитывать специфику времени, напоминает Антон Немкин. «В реестре ОРИ нет YouTube, в то время как от него идет огромное количество трафика, пусть и через распределенную CDN-сеть. Это означает, что видеохостингу также придется платить, однако сейчас его владелец – американская корпорация Google – проходит процедуру банкротства в России и не может разобраться с многомиллиардными штрафами, которые ей уже были назначены судом. На фоне того, что площадка и так работает вразрез с действующими требованиями российского законодательства, нет никаких гарантий того, что YouTube и другие иностранные платформы будут соблюдать новые. И это может стать веским поводом для введения в отношении таких сервисов самых серьезных технических мер – например, блокировки на территории России. Правда, это пока рассматривается только как крайний шаг», - заключил парламентарий.

Вероятность того, что зарубежные контент-провайдеры проигнорируют положение новой стратегии об оплате услуг связи, видит и Ярослав Городецкий. «При этом пострадавшими в итоге окажутся российские контент-провайдеры и коммерческие операторы CDN, деятельность которых никак не учитывается в проекте стратегии. Сейчас многие контент-провайдеры выбирают коммерческие CDN как единое окно, через которое можно размещать контент в сетях почти всех телеком-операторов одновременно. Если новая стратегия потребует, чтобы контент-провайдеры платили за трафик напрямую операторам связи, то коммерческие операторы услуг CDN перестанут быть востребованными. И тогда может прекратить своё существование целая отрасль с оборотом в несколько миллиардов рублей, где трудятся сотни высококвалифицированных программистов и инженеров, которые создают высокотехнологичные, конкурентные на мировом рынке ИТ-услуги. А российские контент-провайдеры лишатся доступа к большому числу услуг, которые предоставляют им коммерческие операторы CDN, в частности, к услугам по вещанию видео, которыми они привыкли пользоваться для трансляции общественно-значимых мероприятий, в том числе прямой линии президента или Олимпийских игр», - подчеркнул Городецкий.

Источник: пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина

Источник: Государственная Дума РФ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен