Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 9 2008 | ![]() |
![]() |
16 сентября 2008 |
Статистика в поиске общих знаменателей
Публикуя цифры по тому или иному сегменту рынка, мы часто оговариваемся: «по разным данным», «по разным оценкам». СМИ тиражируют результаты исследований аналитиков, которые оперируют статистическими данными работающих на рынке компаний, а те в свою очередь собирают и предоставляют эти данные по утвержденным Росстатом формам федерального государственного статистического наблюдения. Но рассчитан ли фундамент этого «дома», построенного Росстатом, на «высотку» конвергентного рынка?..
Госсистема сбора и предоставления статистических данных в последние два года переживает серьезные реформы: в 2007 г. приняты закон «Об официальном статистическом учете и системе госстатистики в РФ» и соответствующая ФЦП, в этом году введен новый классификатор продукции по видам экономической деятельности… Но, похоже, для отрасли связи это все полумеры, поскольку сама отрасль объединяет массу новых услуг, возникших в результате конвергенции трех миров – телефонного, компьютерного и медийного.

Круглый стол провела Татьяна ТОЛМАЧЕВА, ведущий консультант агентства «iKS-Консалтинг».
Участники круглого стола:
Алексей АВЕРКОВ, инвестиционный холдинг «ФИНАМ»
Вадим ВАНЬКОВ, «АКАДО Телеком» (ОАО «Комкор»), директор по стратегическому маркетингу
Борис ГУЛИДОВ, IDC, ведущий аналитик
Наталья ЕРМОЛАЕВА, «Связьинвест», зам. начальника отдела координации взаимодействия с регулирующими и надзорными органами в области связи
Михаил ОРЕХОВ, МТТ, начальник отдела маркетингового планирования
Алексей ТРУЖЕНИКОВ, «Ростелеком», менеджер по стратегическому маркетингу
Алексей ТУРУНОВ, СММ, директор департамента стратегии
Андрей ЧАЗОВ, «Эр-Телеком», руководитель информационно-аналитической службы
Николай ЧУРАЕВ, «Скай Линк», директор по маркетингу
Сергей ШАВКУНОВ, «ТрансТелеКом», начальник отдела мониторинга
Где кроются разночтения?
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) постановлением от 14.12.07 № 101 утвердила для операторов связи следующие формы федерального государственного статистического наблюдения: *годовые с отчета за 2007 г. – № 18-связь «Сведения об организациях связи», № 41-связь «Сведения о технических средствах междугородной, внутризоновой и международной телефонной связи», № 44-связь «Сведения о технических средствах сетей местной телефонной связи», № 51-связь «Сведения о технических средствах сетей кабельного и эфирного вещания, радиосвязи»; * квартальные с отчета за I квартал 2008 г. – № 3-связь «Сведения о технических средствах для оказания услуг в сети передачи данных и телематических услуг связи», № 4-связь «Сведения об обмене (трафике) на сетях электросвязи», № 5-связь «Сведения об обмене на сетях почтовой связи», № 13-связь «Сведения о качестве услуг электросвязи», № 14-связь «Сведения о средствах электросвязи», № 54-связь «Сведения о сетях подвижной связи», № 65-связь (услуги) «Сведения о доходах от услуг связи». * ранее утвержденные формы – № 21-связь, № 40-связь, № 61-связь, № 31-связь, № 15-связь, №12-связь (срочная), № 57-связь – сохранены без изменений. |

Отследить это никак невозможно. Несколько лет назад министерство рассылало операторам требования по ведению раздельного учета. Что из этого получилось? Поскольку единой методологии ведения раздельного учета нет, каждая компания выбирает выгодную ей методику. Формально нарушений нет, но данные по-прежнему «переползают» из одной статьи в другую, и в результате нельзя даже сравнить итоги деятельности разных операторов по публикуемым статистическим показателям.
Я не знаю, что с этим двойным счетом делать. Самое простое и правильное для оценки объема рынка – считать, сколько конечный потребитель платит за услуги связи (я говорю про МГ/МН-связь, которая мне ближе). Но не будем забывать, что в статистике операторов отражаются также и доходы от услуг, предоставляемых на рынке межоператорского транзита, в том числе операторам сотовой связи. Есть некие методики оценки как транзитного рынка, так и рынка конечных пользователей. Но четкой методологии нет, а из публикуемой сегодня операторами «суммарной» статистики оценку объема указанных сегментов рынка вытащить нельзя. Вот в чем, на наш взгляд, сейчас самая большая проблема использования статистических данных для оценки объема различных сегментов рынка.

Мы, собственно, вот так, своими силами, и строим модели расчетов рынка и по сегментам, и по регионам. Взяв за основу результаты исследований, опросов или какие-то экспертные оценки, выстраиваем матрицу, в том числе путем наложения операторского рынка на рынок конечных пользователей. У «Ростелекома» достаточно большая выручка от межоператорских услуг, и понять, сколько денег можно заработать на этом рынке, мы пытаемся, исходя из оценок объема потребления в том или ином регионе. Затем необходимо оценить потребности операторов, которые с такими абонентами работают, и просчитать потребности «Ростелекома» и возможность его участия в этих процессах.

Повторю: статистика должна предоставлять базовые данные. Вряд ли она нам даст понятие о рынке в целом, полностью ответит на все наши вопросы. То есть работу аналитиков она не заменит. И поэтому, соответственно, какие-то модели рынка на основе данных статистики так или иначе придется разрабатывать.
Н. Ермолаева: Как холдинг мы занимаемся промежуточным сбором статистики между компаниями группы «Связьинвест» и непосредственно министерством. В целом заполнение форм – это достаточно отлаженный процесс, так как наши компании достаточно крупные, давно работают на рынке и, соответственно, занимаются статистикой уже долгое время. Однако операторы считают, что в связи с изменяющейся нормативной базой, развитием новых услуг в существующие формы отчетности необходимо вносить изменения. Предложения об изменении форм и инструкций, которые поступают от компаний и профильных департаментов, направляются в Минкомсвязи России. Но предложений за последние годы было принято немного. Министерство можно понять: на рынке работают тысячи предприятий и любые изменения в существующих формах повлекут за собой дополнительную путаницу. Одновременно Росстат налагает свои ограничения, считая, что для государственного федерального наблюдения такой широкий перечень показателей не нужен.


В. Ваньков: Если, например, говорить про услуги доступа в Интернет, то в официальной статистике заложен тройной, четверной, пятерной и т.д. счет: цепочка предоставления услуги может быть очень длинной, когда между первичным оператором и конечным потребителем существует еще несколько операторов. При этом каждый из таких операторов отчитывается по объему переданного трафика и полученному доходу. А если эти операторы объединились и, соответственно, в цепочке их стало не шесть, а три – у нас что, объемы рынка сократились? Отсюда возникают неадекватные оценки, которые в дальнейшем используются при расчете темпов роста рынка и т.п.

ИКТ в зеркале статистики
«ИКС»: Изменение роли ИКТ в экономике должно быть отражено в статистике. Надо признать, что отраслевая статистика сегодня не отражает новые экономические и технологические процессы и услуги, которые уже достаточно громко заявили о себе в отрасли и которые нужно учитывать хотя бы потому, что операторы зарабатывают на них деньги (электронная коммерция, цифровое ТВ, цифровая дистрибуция контента).
С. Шавкунов: Если мы хотим преобразовать наше общество и понимать цель этих преобразований, мы должны учесть те новые явления, которые происходят в нашей отрасли. В частности, рас-пространение Интернета. На мой взгляд, говоря, как заполняются строки, мы очень легко можем потерять основную идею: для чего всё это делается? какова цель общества в целом? Важно понять общее видение рынка. Сегодня мы имеем такой, «технологический», взгляд на развитие общества. В принципе это вполне объяснимо: отрасль инновационная, отрасль высокотехнологичная и, соот-ветственно, все услуги, о которых мы говорим, как правило, привязываются к технологии. И это в общем-то правильно. А вот наша задача, наверное, помочь нашему регулятору и статистическим органам выработать более правильные классификаторы. И начать нужно с четкой классификации того, что мы измеряем.
Т. Толмачева: Сейчас отраслевой классификатор объединяет у нас транспорт и связь, совершенно в другой статье отражаются информационные технологии и где-то в других группах экономической деятельности отражается медийное направление. Кроме того, часть экономических явлений не находит отражения в существующей системе статистического наблюдения. С другой стороны, для операторов в системе статистического наблюдения существует очень много показателей, причем не все из них определяют развитие рынка и дают возможность его проанализировать.
Что же происходит на международном рынке? С 2000 г. достаточно активно проходит реформирование систем статистического наблюдения во многих странах – в Японии, Великобритании, Австралии, Гонконге. Основные направления – объединение телевещания, связи, информационных технологий и медиа в единое ведомство; принятие новых отраслевых классификаторов, в которых объединяются и связь, и информационные технологии, и медиа; внедрение новых показателей, характеризующих эффективность отрасли и уровень развития информационных технологий в государстве. Пересмотрена роль информационных технологий вообще в экономике, и, соответственно, внедряются показатели, которые могут оценивать роль ИКТ для развития экономики.

Понятно, что нужно внедрять новые показатели, пересматривать классификатор с учетом услуг, появившихся позднее. И пересматривать, соответственно, методы сбора данных, чтобы снизить нагрузку на объекты статистического наблюдения и при этом облегчить предоставление информации. Например, в той же Японии очень активно используют электронные методы сбора данных. Сейчас, я думаю, это можно делать и у нас.
При этом не стоит забывать, что успех реформирования системы наблюдения зависит от целого ряда условий. Одно из них – осознание значимости наблюдения на государственном уровне и полная государственная поддержка. Необходимо, чтобы статистическое ведомство более оперативно реагировало на изменение потребностей в информации. Сейчас наше общество, экономика развиваются очень быстро, и понятно, что скорость реагирования на эти изменения необычайно важна и для экономики.
М. Орехов: Думаю, с этим креном в область коммуникаций все еще больше запутается. Связь сейчас остается локомотивом отрасли в целом. Но если посмотреть показатели по компьютеризации, то со временем, боюсь, там опять все это завяжется так, что концов не найдешь.
Н. Ермолаева: Сейчас технологии идут настолько впереди тех же форм, что в принципе, пока описывается новая услуга, появляется уже другая – и поспеть за этим процессом статистике невозможно.

«ИКС»: Законодательство меняется, правила меняются, а формы статотчетности остаются прежними. Если и корректируются, то не отражают существующее состояние дел. Что же следует менять и надо ли менять вообще?
А. Турунов: Мне кажется, наша основная задача здесь – прийти к общему знаменателю и понять, что и как мы определяем. Возвращаясь к нашей «кухне», попытаемся сформулировать, наверное, главный вопрос: ЧТО есть абонент платного телевидения. Потому что зачастую абонента кабельного телевидения и спутникового телевидения не всегда можно отнести к абонентам платного ТВ. Определив эти, по сути, базовые вещи, дальше уже можно будет отталкиваться и переходить на более глубокие ступени анализа.

А. Чазов: «Эр-Телеком» намерен выйти с инициативой и привести рынок платного телевидения к неким единым стандартам. Потребность есть в одинаковом понимании, что такое абонент, что такое услуга. Возможно, следует организовать агентство, которое бы сначала четко определило все понятия, а потом собирало статистику.
В. Ваньков: Я, честно говоря, не верю, что удастся создать какие-то универсальные формы. Мало того, если мы будем каждый месяц менять методологию, то никогда в жизни никто в ней не разберется и как сравнивать эти данные с предыдущим периодом? Даже если мы все здесь соберем пожелания по изменению форм, я не уверен, что мы решим задачу для каждого персонально. Тут, мне кажется, универсального решения не существует вообще.

Объединим усилия?
По предложению редакции в качестве заочного участника дискуссии свою точку зрения на проблемы статистического учета в отрасли изложила заместитель директора департамента госполитики в области связи Минкомсвязи Т.А. МОИСЕЕВА.
И государство, и компании – потребители статистической информации. Но – разной. Если государство

С точки зрения департамента, который занимается вопросами регулирования и подготовкой нормативно-правовых актов в области связи, сегодня самая большая проблема в
Статистика – специальная отрасль, влияющая на подготовку прогнозов, без которых ни одно государство не может развиваться. А для отдельно взятого предприятия статистика – его лицо. Обе стороны видят необходимость перемен. На мой взгляд, следует создать рабочую группу из представителей бизнеса и регулятора, чтобы изучить опыт сбора статистических данных о работе компаний в Евросоюзе, сопоставить его с потребностями российского рынка и изложить свои рекомендации.