Rambler's Top100
Статьи
Александр КУПЦОВ  26 сентября 2018

Не забывайте «прокачивать скиллы» сотрудников

В условиях жесткой конкуренции компаниям важно уделять как можно больше внимания развитию своих сотрудников.

100 лет назад, чтобы считаться хорошо образованным, достаточно было прочесть 50 книг за всю жизнь. Современный человек, согласно исследованию Мартина Гилбера из университета Южной Калифорнии, за день получает в пять раз больше информации, чем 30 лет назад.

Возможно, поэтому сегодня все большую популярность набирает идея обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning). Это концепция постоянного добровольного поиска новых знаний. Такой образ жизни позволяет расти отдельным специалистам как личностно, так и профессионально, повышая их капитализацию и конкурентоспособность тех компаний, в которых они работают.

В сфере ИТ дополнительное образование играет большую роль. В условиях жесткой конкуренции компаниям важно как можно чаще развивать своих сотрудников. У корпоративного обучения есть свои особенности. Оно может проходить в двух плоскостях: быть связано с операционными потребностями бизнеса или с личными навыками и способностями. Эти навыки и способности, с одной стороны, косвенно относятся к бизнесу, а с другой — напрямую влияют на него. Но несмотря на концепцию lifelong learning, корпоративное обучение все-таки не может быть беспрерывным, и руководителю важно чувствовать, что именно сейчас пришло время, когда сотрудникам нужно повысить свой профессиональный уровень, «прокачать скиллы». Как определить эти моменты?

Операционные бизнес-процессы и обучение


Аналитическая компания Garther ввела понятие жизненного цикла развития технологий (hype cycle). Согласно этой концепции, каждая инновация сначала проходит путь от зарождения до разочарования первыми экспериментами. Потом, в случае успешного широкого распространения, технология выходит в так называемое плато продуктивности. Инновация приходит на мировой рынок примерно каждые пять лет. Совершенно новый продукт раз в пять лет! Например, в 2018 году приближаются к плато продуктивности технологии глубоких нейронных сетей, продолжают развиваться блокчейн-технологии, виртуальные ассистенты.

Итак, когда же сотрудникам пора повышать свой профессиональный уровень? Руководитель должен постоянно отслеживать появление инноваций и их применение в своей сфере и смежных отраслях. Иногда может казаться, что новые технологии невозможно применить в устоявшихся корпорациях, но есть достаточное количество примеров, которые доказывают обратное. Например, технология машинного обучения начинает применяться сейчас во всех сферах, от маркетинга и аналитики до финансов и здравоохранения. Видеоаналитика и нейросети меняют мир ритейла. Компания Ivideon использовала машинное обучение для создания детектора очередей. Это помогает оценить необходимое количество персонала, его загруженность, оперативно реагировать на появление очереди. Также детектор ведет статистику: считает количество людей в очереди, строит графики и диаграммы распределения покупателей по времени и показывает загруженность магазина.

Когда речь идет об ИТ-специалистах, можно не углублять их знания, а расширять компетенции. Сегодня, чтобы пройти один курс на обучающей интернет-платформе, сотруднику потребуется примерно месяц. Всего месяц комфортных занятий по пять-семь часов в неделю, и он может овладеть совершенно новыми для себя навыками, которые и ему позволят вырасти профессионально, и предоставят новые возможности для компании. Например, изучение языка программирования python позволяет заняться автоматизацией бизнес-процессов и получать более быструю и точную аналитику. А обучение digital-маркетингу создаст новые направления для рекламы и продвижения товара или услуг.

Личные навыки и обучение

Если основные бизнес-процессы налажены, у вас есть возможность копнуть глубже и заняться личностным развитием сотрудников. Зачем? «Представьте, на что могут стать похожи организации, если мы прекратим проектировать их как бездушные, громыхающие машины», — сказал Фредерик Лалу, партнер McKinsey, в своей книге о бирюзовых компаниях «Открывая организации будущего».

Любому более или менее опытному руководителю очевидно, что умение работать в команде, уважение личных границ, эмпатия — это не только про личность, но и про бизнес, потому что бизнес состоит из людей. Именно на человеческом факторе строятся бирюзовые организации, компании будущего. Поэтому заботиться о команде руководитель должен в первую очередь ради успеха собственного бизнеса.

В последнее время многие крупные компании думают о том, как снизить напряжение на рабочем месте — сотрудники проходят курсы по конфликтологии и управлению гневом. Кто-то обучает специалистов эмоциональному интеллекту — способности управлять своими эмоциями и распознавать чужие. Это помогает в деловых переговорах.

Даже курсы по управлению личными финансами способны улучшить микроклимат в компании, потому что полученные знания помогут сотруднику навести порядок у себя в семье, стать счастливее, а значит, работать эффективнее. Он будет дольше удовлетворен своей текущей позицией в компании и зарплатой. Более того, специалист, прошедший такое обучение, с большой вероятностью станет внимательнее относиться к финансам компании, понимая, что такое риски, кассовые разрывы, оборачиваемость капитала и пр.

***
Возможностей и форм обучения сегодня множество, у всех есть плюсы и минусы. В корпоративный ритм оптимально вписывается онлайн-формат. Это удобно. Вам не нужно брать в аренду помещение, искать спикеров и пересматривать расписание команды. У сотрудников будет возможность самим планировать свое свободное время и учиться даже с мобильного телефона. Это эффективно. В конце обучения вы сможете получить анализ поведения обучающихся — посмотреть, кто и как занимался, когда, сколько часов потратил на курс, как проходил тесты.

Не откладывайте обучение, организовывайте его для своей команды регулярно и не забывайте, что полезно обучать не только сотрудников, но и обучаться самому. В США уже открылся первый в мире автоматизированный магазин без кассиров и очередей. В Китае в компании Shentong Express сотни роботов в состоянии 24 часа в сутки без отдыха сортировать посылки. Первый робот, сдав экзамен, уже получил лицензию на медицинскую практику. Современные технологии освобождают нас от простейших действий, чтобы мы могли идти дальше, развивать то, что искусственному интеллекту недоступно и строить компании будущего.

Александр Купцов, генеральный директор Фонда развития онлайн-образования
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен