Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2017 |
Наталия КИЙ Александра КРЫЛОВА | 09 марта 2017 |
Последняя русская телеком-выставка
Международная выставка-форум CSTB.Telecom & Media`2017 – единственное значительное прибежище телекоммуникаций на экспозиционных площадях в России.
Много обстоятельств способствовали такому результату выставочной деятельности. И неудачи «Связи» с «Экспокоммом» последних лет, которые из былых многолюдных форумов связистов превратились в скромные инфраструктурные экспозиции. И давно уже отменивший сам себя пропагандистский «Инфоком». И определенный кризис выставочного жанра на развитом рынке услуг: что показывать, когда все есть на сайте? что выставлять, когда все в инете? с кем знакомиться, когда все уже между собой давно знакомы? – остается состязаться в размерах и пафосности стендов. Стоит признать и тот факт, что сам телеком с приобретением статуса базисной индустрии не пребывает нон-стоп в топе новостей высокотехнологичных рынков.
Поэтому появление больших и не очень операторов – старожилов рынка телекоммуникаций и ТВ, в большинстве теперь универсальных поставщиков услуг, греет душу и атмосферу на дискуссионных площадках московского «Крокуса». Соседство с телеканалами разных мастей только делает действо более веселым и театральным, вносит элемент условности и снимает лишний налет серьеза.
Выставку и деловую программу «держат» старое доброе кабельное ТВ и его спутниковые и сотовые коллеги, которых в совокупности называют неловким термином «платное ТВ» (ведь на деле любое ТВ для пользователя платное, даже эфирное от РТРС, просто это принято не замечать).
И «держат» профессионально, используя немалую площадку и для лоббирования своих интересов, и в целях тимбилдинга профессионального сообщества, и для подведения итогов, и для демонстрации услуг, и для выплеска эмоций и вербализации трендов.
Китай как замещение потерянного рынка Украины, новое медийное поколение, которое нельзя потерять, ОТТ, разъедающий рынок, – лишь несколько пульсирующих зон на большом рынке телесмотрения.
Ждет ли наше ТВ судьба Витаса в Китае?
Этот вопрос, ставший актуальным после потери для российского ТВ-контента украинского рынка, большим хором решали в аудиториях CSTB.Telecom & Media`2017, вспоминая, что российского певца боготворят в Поднебесной и даже поставили в Шанхае небольшой памятник.
«Китай – партнер сложный, требует большого терпения и системной работы. До двух лет проходит от первых контактов до договора», – предупреждает Алексей Волин, замминистра связи и массовых коммуникаций, сопредседатель Российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области СМИ. По его информации, в прошлом году «Экипаж» первым из отечественных фильмов попал в российскую квоту. До того даже сделавший рекордные сборы в Китае «Сталинград» ($11,82 млн) в прокате шел в составе жестко ограниченной иностранной квоты. Музыка, российское и старое советское кино и технологические платформы – то, что, по мнению регулятора, должно найти спрос за Великой китайской стеной. «Мы все работали на китайском железе, но софт у нас лучше», – убежден А. Волин.
На зарегулированность и инерционность китайского рынка указывают все, кто его «попробовал», как и на невозможность заочных контактов в Китае – там предпочитают личные продажи. «Бизнес-метаболизм с Китаем занимает два года, он медленный, но верный», – подтверждает Дарья Хубова, представитель компании «Первый канал. Всемирная сеть», которая летом 2016 г. подписала соглашение о сотрудничестве в сфере обмена телеконтентом с китайской компанией Shanghai Oriental Pearl Media Co., «дочкой» Шанхайской медиагруппы, которая, в свою очередь, в начале прошлого года заключила аналогичное соглашение с «Газпром-Медиа». В прошлом году меморандум шел за меморандумом. В мае 2016 г. четырехсторонний меморандум об экспорте российского медиаконтента на рынок Китая подписали руководители китайской компании LeEco, Российского экспортного центра, Института развития интернета и компании «Цифровое телевидение», которая осуществляла полную локализацию контента. LeEco планирует инвестировать в российский проект свыше $100 млн.
Уже вышло в эфир совместное шоу – всекитайский телевизионный конкурс по русскому языку. Из России в Китай отправятся передачи о жизни животных, детей и музыка. Хотя, как свидетельствуют профессионалы, наш контент пока проигрывает локальному производству, но его смотрят. В Китае, говорят, сильная документалистика. Но флаг российско-китайского сотрудничества дверей не открывает, превалирует коммерческий профит, и если ваш продукт не уникален…
Нам стоит еще помнить, что Китай с полутора миллиардами потенциальных телесмотрящих – лакомый рынок не только для России, но и для других телеиндустрий, прежде всего для Голливуда. Так что новый рынок – новая конкуренция.
Масла в огонь в аудитории, собравшей российских представителей PayTV, подлил вице-президент по операторскому рынку Huawei в России Лю Либо, назвав всего несколько цифр: в 2016 г. кассовый сбор в кинотеатрах Китая составил $8 млрд, а рынок домашних и частных развлечений – $80 млрд, количество абонентов платного ТВ у восточного соседа измеряется 440 млн домохозяйств. «Потребности в видео и медиа стали базовыми наравне с потребностями в воде, еде и пр. Китайские операторы связи надеются на сотрудничество с зарубежными операторами. Мы можем помочь вам сократить время входа на рынок до одной недели», – загадочно пообещал Лю Либо и покинул круглый стол «Медиа без границ» под аплодисменты и крики «любо!».
Китайская компания проявила знаковую активность на CSTB`2017. Онлайн-кинотеатр Tvzavr на прошедшей выставке стал первым ее партнером из сегмента онлайн-видео – соглашение касается технологического сотрудничества в развитии экосистемы 4К в России. Нuawei займется производством интерактивной ТВ-платформы и инфраструктурных решений для передачи видеоконтента и абонентских устройств, а Tvzavr представит свои ресурсы в области контента 4К. В поддержку этого и других проектов Нuawei начала сотрудничество с китайским производителем UHD-телевизоров BOE, который в конце марта планирует открыть дочернее предприятие в Москве и обеспечить стоимость телеприемника на 20% ниже, чем сейчас на рынке. С гибридной платформой интерактивного ТВ, поддерживающей технологии IPTV, DVB-C/S, OTT и multiscreen для абонентов фиксированных и мобильных операторов, Нuawei стала победителем 8-й Национальной премии в области многоканального цифрового ТВ «Большая цифра».
Платное ТВ меняет философию
и перестает плакаться, что делало последние лет пять, и начинает искать резервы морального и физического роста. Оттолкнуться все же есть от чего. Рост рынка по доходам – 8,3% (до 72,8 млрд руб.), по абонентам – 3,7% (40,8 млн), проникновение по России в целом – плюс 3%, до 72% (данные iKS-Consulting). Возможности органического роста отводят «Ростелекому» и спутниковым операторам. Прогнозы аналитиков, конечно, подъема темпов роста не обещают, скорее, наоборот, 2020 г. может стать годом насыщения и начала стагнации.
Как этого избежать? Первое – изменить методики подсчета, при которых абонбаза меряется по оплаченным контрактам. «Кто сказал, что насыщение рынка платного ТВ – это 100%? – возмущается Алексей Холодов, гендиректор «Триколор ТВ», компании с 20%-ным ростом в 2016 г. – В сотовой связи насыщение возникло при проникновении в 200%! Строго говоря, рынок надо мерить по количеству телеприемников, а не человек и домохозяйств. В России 53 млн домохозяйств, а телевизоров – 106 млн». В крупных городах в домохозяйствах по 2,5–2,7 телеприемников – есть смысл бороться за новые подключения! «Тем более если с правообладателями расплачиваться по числу договоров», – смеется президент ГК «Акадо» Сергей Назаров.
Второе – качественно новые технологические форматы. Так, у «Триколора», лидера PayTV по числу пользователей, из общей абонентской базы в 12,4 млн домохозяйств 70% приходится на HD-зрителей, число которых последние годы прибывало (2014 г. – плюс 42%, 2015 г. – 56%, 2016 г. – почти 30%). «При этом “Ultra HD” – наш самый быстрорастущий пакет. Если не переходить на новые технологические форматы, можно оказаться в тупике. Чем больше каналов HD-качества оператор может передавать, тем он конкурентоспособнее», – комментирует А. Холодов. К слову, о запуске вещания в 4K-UHD по всей зоне вещания, от Калининграда до Владивостока, 7 февраля объявил на выставке CSTB`2017 «НТВ Плюс».
Третье – рост ARPU, среднее значение которого в 152 руб. (оценка iKS-Consulting) хоть и означает прибавку в 5% за год, на деле меньше, чем в Китае, Индии, Казахстане и США с их рекордным ARPU в $103. Участники индустрии дружно видят возможности повышения средней выручки с пользователя в добавлении новых сервисов, удобстве их потребления, повышении уровня контента. Телесмотрение должно качественно поменяться – твердят операторы не первый год.
Как и за счет чего? В ответе на этот вопрос PayTV-сообществу взялся помочь замгендиректора ВГТРК, председатель совета директоров «Цифрового телевидения» Дмитрий Медников, предложивший пересмотреть базовую философию сектора: «Наша индустрия – один из драйверов будущего роста России.
Мы планируем стать стратегическим партнером для операторов связи. PayTV превращается в системообразующую часть мультимедийной экосистемы. Феноменальное конкурентное преимущество платного ТВ – высоколояльная аудитория и высокая компетенция по работе с ней». Качество и количество российского видеоконтента растет, он начинает конкурировать с зарубежным.
А главное – дети, которые вот-вот начнут определять успех медиаиндустрии и смежных с ней бизнесов. По словам Д. Медникова, «идет самое медийное за всю историю поколение», которое нельзя потерять. Игры, фестивали, внеэфирные события… «С приходом новой аудитории, которая родилась с тем, к чему мы вынуждены были адаптироваться, нас ждет 15 лет устойчивого роста, если мы найдем с ней общий язык», – предупреждает он.
Итак, медиаиндустрии, PayTV, производителям контента, операторам с появлением нового, медийного поколения предстоит начать сначала, только теперь с 25-летним опытом бизнеса.
О п е р а т о р а м н у ж н ы
к о н т е н т и в ы г о д н ы е у с л о в и я
Отношения между операторами ТВ и крупными OTT-провайдерами становятся более цивилизованными. Как показали дискуссии на выставке-форуме CSTB'2017, игроки наводят мосты.
Аналитики
Для компаний – поставщиков легальных видеосервисов минувший год был отмечен всплеском интереса со стороны законодателей, результатом которого стал законопроект «об онлайн-кинотеатрах», прошедший первое чтение в Государственной Думе. Второе важное событие года – вступление в силу с 1 января закона, обязывающего иностранные компании, которые торгуют в России электронным контентом, платить НДС. По мнению Дмитрия Колесова, директора департамента ТВ и контента компании J’son & Partners Consulting, это пока не повлияло на цены, спрос и общую выручку на рынке. Также много шума наделал выход на российский рынок международного холдинга LeEco, изначально заявлявшего о планах приобретения действующего онлайн-кинотеатра в нашей стране, но так до сих пор и не принявшего решения о покупке. И, что важно, никакие инициативы законотворцев не помешали российским операторам платного телевидения на протяжении 2016 г. совместно с онлайн-кинотеатрами запускать сервисы VoD для своих абонентов.
По предварительным оценкам аналитиков J’son & Partners, российский рынок легальных видеосервисов вырос за 2016 г. до 10,4–10,6 млрд руб., т.е. на 22% (вместо ожидаемых ими же 15–16%) по сравнению с 2015-м. Однако, если вспомнить, что совокупный объем рынка платного ТВ в нашей стране превышает 70 млрд руб., то становится понятно, что до захвата его заметной доли ОTT-игрокам еще расти и расти.
В минувшем году увеличению в объеме доходов от OTT-видеосервисов способствовали рост выручки от рекламной модели, AVoD, на сегодняшний день самой популярной у российских телезрителей, и от модели подписки, SVoD. Последняя модель, в реализации «Ростелекома» и АМЕДИА, оказалась настолько успешной, что оператор стал выделять в своих доходах ее долю и долю транзакционной модели – TVoD. Рекламная и подписная модель, по прогнозу Д. Колесова, останутся основными точками роста рынка легальных видеосервисов в России на протяжении еще трех лет. В конечном счете, именно они позволят ему увеличиться в объеме к 2020 г. до 17 млрд руб., т.е. вдвое по сравнению с 2015-м.
С позитивными оценками аналитиков динамики пользовательского спроса на OTT-сервисы разошлись данные опроса более 2 тыс. абонентов платного ТВ, проведенного в регионах России компанией iKS-Consulting. Согласно его результатам, на сегодняшний день 83% пользователей предпочитают потреблять онлайн-видеосервисы бесплатно, т.е. по рекламной модели. При этом 86% респондентов признались, что хоть раз для получения контента прибегали к торрентам. Показательным также стал вопрос к пользователям об их любимом онлайн-кинотеатре. Как выяснилось из ответов, 21% респондентов вообще ими не пользуется. В топе-3 легальных видеосервисов, который удалось составить из мнений остальных 79% участников опроса, на первой строчке оказался IVI, вторую занял Megogo, а третью – Zoomby. При этом за только что вышедший фильм готовы платить 69,3% респондентов, за фильм, с момента выхода которого прошла неделя, – 64,4%, а если с момента премьеры прошел месяц, то 46%.
«Усилия игроков рынка, направленные на повышение качества рекламы своих услуг, способствуют росту осведомленности потребителя о существовании легальных видеосервисов, – констатировала Дарья Феоктистова, маркетолог-аналитик iKS-Consulting. – Но, как показал опрос, онлайн-кинотеатрам предстоит еще потрудиться над донесением до пользователей мысли о необходимости потреблять легальный видеоконтент».
Практики
Так или иначе, но процесс сближения позиций операторов платного телевидения и ОTT-сервисов – крупных онлайн-кинотеатров – пошел, и его уже не остановить. В числе тех, кто начал раньше, а потому продвинулся дальше коллег по рынку, Денис Горшков, гендиректор компании АМЕДИА, назвал «Ростелеком», «Дом.Ру» и «Билайн». «Сегодня все федеральные игроки находятся в стадии запуска видеосервисов по подписной модели», – констатировал он.
К необходимости более тесной работы с операторами платного телевидения каждый из ведущих онлайн-кинотеатров пришел своим путем. Так, Мegogo, по словам его гендиректора Виктора Чеканова, изначально ориентировался на работу с телеком-операторами и технологически готовился к ней. А вот IVI, как заявил Александр Макаров, заместитель гендиректора этой компании, долгое время фокусировался на сегменте конечных пользователей и только в 2016 г. открыл операторское направление бизнеса.
«Подавляющая часть населения, – заметил Владислав Ильченко, заместитель генерального директора онлайн-кинотеатра Tvzavr, – не пользуется легальными OTT-сервисами, а потому не имеет положительного опыта заказа, просмотра, оплаты тех или иных единиц видеоконтента, а значит, и доверия к их поставщику». Другое дело – оператор платного телевидения, с которым абоненты имеют дело давно и которому они доверяют. Так что для онлайн-кинотеатра сотрудничество с операторами – это часть работы над повышением проникновения легальных видеосервисов в России.
И для того чтобы делать совместную работу хорошо, онлайн-кинотеатры подготовились к ней как технологически, так и с точки зрения маркетинга. С одной стороны, они берутся за проведение кастомизации своих услуг для того или иного телеком-оператора, с другой – не боятся проявлять настойчивость в принципиальных вопросах. Так, по словам А. Макарова, в общении с потенциальными партнерами IVI всегда настаивает на предоставлении своего видеоконтента на платной основе – по моделям SVoD и TVoD. «Мы на собственном опыте убедились в том, что обе эти платные модели работают», – пояснил он позицию онлайн-кинотеатра.
С тем, что сервисы VoD понятней для абонентов, чем другие ОТТ-сервисы, согласна Елена Ячменникова, директор по развитию и управлению бизнес-процессами «Орион Экспресс». Свой ОТТ-проект этот оператор запустил в конце 2015 г. И источником дохода для него он до сих пор не стал и не станет, по словам Е. Ячменниковой, еще какое-то время. Пока он работает исключительно на повышение лояльности абонентов, что, впрочем, не мешает оператору развивать сотрудничество с онлайн-кинотеатрами.