Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2015 |
Александра КРЫЛОВА  | 02 марта 2015 |
Кризис пройдет, а клиенты останутся
В новых реалиях поставщики систем и решений ДБО чувствуют себя, как в невесомости. На площадке XV международного форума iFin-2015 они искали ответ на вопрос: куда все движется?
С одной стороны, понятно, что осложнившаяся экономическая ситуация в стране не отменяет задачу, решению которой служат электронные финансовые сервисы, а именно сокращения доли наличных средств в обороте. «В ближайшие 10 лет нам предстоит вытеснить из обращения как минимум 30% купюр и монет», – признает Юрий Товб («Гамма-Карт»). Вот почему, по его убеждению, на рынке ИТ-решений для банков ничего плохого не произойдет.
С другой стороны, кредитным организациям придется перенести фокус с привлечения новых клиентов на удержание и развитие уже существующих, считает Максим Большев (R-Style Softlab). Добиться этого можно только в случае, если предлагать потребителям полезные дополнительные сервисы. Для юрлиц таким сервисом может быть единое информационное пространство для общения с реальными и потенциальными партнерами и контрагентами (этот подход в своих продуктах R-Style Softlab как раз и реализовала). Допсервисами могут стать возможность обмениваться с банком данными в системе «1С» или электронный документооборот.
В нынешнем году на форуме много, гораздо больше, чем год назад, говорилось и об удобстве и простоте использования электронных финансовых услуг для юридических и физических лиц. Илья Никишин (BSS), представлявший интернет-банкинг для юрлиц на новой технологической платформе, сформулировал в шести пунктах концепцию подобных продуктов, соответствующих ожиданиям банков: usability, мультидоступ, мультибраузинг, полнота спектра представленных продуктов, современная архитектура и высокая отказоустойчивость. Кроме того, современный интернет-банкинг для корпоративных клиентов должен уметь взаимодействовать с другими онлайн-сервисами для юридических лиц, такими, как электронный документооборот, бухгалтерия и др.
«Большинство присутствующих на российском рынке систем интернет-банкинга на сегодняшний день устарели», – констатировала Ксения Сидорова (Faktura.ru, ГК ЦФТ). Да и в розничном сегменте, по ее словам, доля систем ДБО, не только обеспечивающих проведение транзакций, но и поддерживающих дополнительные сервисы, составляет не более 20%. А между тем именно благодаря наличию сервисных возможностей, например, предложению новых продуктов как банка, так и его партнеров, системы дистанционного банковского обслуживания сейчас монетизируются.
В качестве еще одного дополнительного сервиса Faktura.ru рассматривает модуль анализа расходов, который банки могут предлагать своим розничным клиентам. По мнению К. Сидоровой, эта электронная финансовая услуга работает как на повышение лояльности клиентов, так и на продажу им дополнительных банковских продуктов и сервисов.
Помочь банкам понравиться потребителям их услуг призван и новый интернет-банкинг от компании «Диасофт», пользовательский интерфейс и процессы которого разрабатывались методами human centric design (дизайна, ориентированного на пользователя), а затем тестировались в фокус-группах. В результате самая востребованная клиентами банка информация собрана на первой странице портала интернет-банкинга, за один клик в системе можно осуществить операцию по шаблону, и точно так же один переход требуется для повторения уже проведенной транзакции.
Что сулит самой кредитной организации развитие системы интернет-банкинга в эту сторону? Во-первых, получение непроцентного дохода, во-вторых, повышение лояльности существующих клиентов – юридических лиц и расширение их круга за счет привлеченных в деловую сеть контрагентов, в-третьих, увеличение пассивов в целом.
Вектор, следуя которому развивает систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц компания БИФИТ, направлен на переход от использования возможностей только системы ДБО к формированию комплексного делового пространства. Разработанная БИФИТ система уже позволяет банку предлагать своим корпоративным клиентам возможность работать с ним напрямую из программы «1C: Предприятие 8», а в июле к ней добавится еще и функционал электронного документооборота, в том числе юридически значимого.
Словом, в новых реалиях, когда банки – основные заказчики электронных финансовых сервисов – еще на стадии переговоров интересуются экономическим эффектом от любого проекта, разработчики предлагают им перенести фокус бизнеса с продуктов на потребителей. И они совершенно правы: к моменту, когда кризис закончится, лучше подходить, сохранив клиентов.