Рубрикатор |
Статьи |
Александра КРЫЛОВА | 30 января 2015 |
Переход к UHD – повод для провайдеров договориться?
Близкий к разрешению в России давний спор между операторами сетей связи и Over-the-Top-игроками о платности/бесплатности онлайн-видео-инфраструктуры для доставки сервисов может разгореться с новой силой.
Повод для обострения противоречий – переход телевизионного мира на новый виток технологического развития – вещание в форматах ULTRA HD 4К (разрешение 3840 x 2160 пикселей) и 8К (7680 x 4320 пикселей). На том, чтобы сделать эти форматы стандартными для видеоконтента, настаивает ITU: они обеспечивают высокое качество восприятия зрителем видеоизображения, повышают его вовлеченность в саму телевизионную картинку и улучшают пользовательский опыт.
Понятно, что наиболее заинтересованной в такой стандартизации группой игроков являются не столько операторы связи и ОTT-провайдеры, сколько производители 4К-телевизоров, готовые сотрудничать с представителями обеих партий, лишь бы повысить заинтересованность покупателей в своей продукции. Компания LG, например, еще год назад объявила о поддержке ее линейкой ULTRA HD телевизоров потокового интернет-вещания Netflix, самого успешного OTT-игрока в США и за их пределами. Из операторов дальше других по пути к формату сверхвысокой четкости продвинулись спутниковые, которые уже провели тестовые UHD-трансляции. В их числе и российский «Триколор», осенью прошлого года запустивший телеканал в формате сверхвысокой четкости.
«Между тем, – отмечает Виталий Шуб, советник президента компании «ТрансТелеКом», – вопрос об иммерсивности UHD 4К контента очень спорный: далеко не всегда очевидно, где проходит четкая граница качества между видеоизображением высокой и сверхвысокой (4К) четкости».
Однако, поскольку технологическую гонку за четкость демонстрируемой телезрителю картинки невозможно остановить, есть основания ожидать, что ее результатом станет сформировавшаяся у миллионов пользователей привычка получать контент в максимальном разрешении. Увеличение объемов передаваемого видео, повышение его разрешения и наращивание интерактивности выдвигают дополнительные требования к инфраструктуре доставки конечному потребителю.
«Большинство участников рынка, с которыми мне удалось пообщаться, пришли к единому мнению о том, что массовый переход к трансляции контента в формате UHD 4К повлечет за собой изменение бизнес-моделей операторов связи и, возможно, резко сузит поле деятельности ОТТ-игроков», – говорит В. Шуб. По его словам, оператор может допустить наличие онлайн-видео в общей полосе, если оно занимает в ней единицы процентов. Но совершенно не готов выделить всю ее емкость интернет-компании, а именно столько потребуется для доставки пользователю ее видеоконтента в формате 4K. Разрешение этого конфликта интересов – в переходе к модели разделения доходов, в которой ОТТ-провайдеру, скорее всего, все-таки придется платить за предоставление полосы для передачи «тяжелого» контента.
Впрочем, и это признал сам спикер, пока UHD-контента в объеме, которого хватило бы для массового, а не для тестового вещания, пока очень мало. Так что на сегодняшний день игроки OTT-рынка, коих в России, по оценкам компании J’son & Partners, 10–12 (из которых 5 недавно вошли в одну бизнес-группу компании «Ростелеком») могут продолжать набирать абонентские базы и бороться между собой за лидерство, вдохновляясь примером компании Netflix, контролирующей более половины рынка онлайн-видео в США. Тем более, что в России на долю самого крупного интернет-вещателя – компанию Okko приходится только 12% доходов рынка.
В качестве заявки на лидерство Михаил Шеховцев, управляющий директор по медиа проектам J’son & Partners, предлагает рассматривать вышеупомянутое объединение активов холдинга Газпром-Медиа и «Ростелекома» (RuTube, Zoomby, Now, Zabava, TNT-Online). Вместе с тем, оценив совокупную долю рынка, на которую может претендовать новый игрок, в 14%, эксперт не исключил, что в силу сложностей интеграции она может и снизиться – до 10%. Кроме того, по его мнению, в условиях, когда возможность занять лидирующую позицию остается примерно равной для всех действующих игроков, на российском рынке останется место для молодых ОТТ-компаний, предлагающих 1–2 премиальных ТВ-канала как в интернете напрямую конечным пользователям, так и «добираясь до них» в пакетах других операторов.
Время для доработки бизнес-моделей, продуктов и технологий у игроков рынка онлайн-видео есть. Эксперты ожидали, что постепенное проникновение в Россию телевизоров с поддержкой формата UHD 4K должно было начаться уже в этом году, однако понятно, что кризис, скорее всего, скорректирует их прогнозы. А значит, у операторов связи и провайдеров OTT-сервисов есть еще несколько лет более или менее мирного сосуществования.