Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 05 2014 | ![]() |
![]() |
Александра КРЫЛОВА | 06 мая 2014 |
Commerce в смартфоне
Расширение покрытия сотовых сетей стандарта 3G и строительство сетей LTE, распространение бесплатных Wi-Fi-зон и, как следствие, растущая доступность мобильного интернета – с одной стороны. Рост числа владельцев смартфонов, планшетов, планшетофонов («умных» мобильных устройств с диагональю более 5”) и приобретение потребителями устойчивых навыков использования мобильных приложений – с другой. Таков технологический контекст, в котором развивается сегодня мобильная коммерция.
Расширение покрытия сотовых сетей стандарта 3G и строительство сетей LTE, распространение бесплатных Wi-Fi-зон и, как следствие, растущая доступность мобильного интернета – с одной стороны. Рост числа владельцев смартфонов, планшетов, планшетофонов («умных» мобильных устройств с диагональю более 5”) и приобретение потребителями устойчивых навыков использования мобильных приложений – с другой. Таков технологический контекст, в котором развивается сегодня мобильная коммерция.
В регуляторном же контексте схемы взаимодействия основных игроков определены Федеральным законом «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ и принимаются всеми участниками рынка. Однако, признавая необходимость внесения в него отдельных поправок, многие всерьез опасаются, что попытки ужесточить контроль со стороны государства способны вызвать потрясения в активно развивающейся экосистеме мобильной коммерции.
Вероятные последствия можно оценить на примере QIWI, владельца одного из ведущих электронных платежных сервисов, чья капитализация резко упала сразу после внесения в Государственную Думу проекта Федерального закона № 428896-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», требующего снижения разрешенной суммы неавторизованного перевода электронных денежных средств с 15 тыс. руб. до 1 тыс. руб., в январе текущего года.
В апреле Госдума приняла закон, задуманный для ужесточения регулирования неавторизованных переводов электронных денежных средств, в первом и во втором чтении, но в переработанном виде. Вместо ограничений по суммам в нем появилось понятие упрощенной идентификации, без прохождения которой физические лица не смогут осуществлять электронные переводы между собой.
Идентификация может проводиться на основании фамилии, имени и отчества клиента и одного из проверяемых в электронном виде реквизитов, каковыми могут быть данные документа, удостоверяющего личность, СНИЛС или абонентский номер у оператора сотовой связи. Необходимость получить юридически значимое подтверждение этих данных для успешного прохождения упрощенной идентификации неизбежно потребует еще более тесного взаимодействия банков и операторов.
Фокус Добрые феи мобильной коммерции 28
Игроки К финансовым сервисам – через программу лояльности 31
Позиция Кто заплатит за мобильные сервисы? 35
Модель Мобильные сервисы – преимущество банка 36
Сценарий Мобильную коммерцию ничто не сдерживает 38
Подробности Конструкторы приложений для m-commerce в ожидании спроса 42
Ракурс Защита нужна всем звеньям цепочки 46