Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2012 |
Дмитрий ИЗМЕСТЬЕВ | 02 февраля 2012 |
Не бойтесь сертификации
Российский рынок ИТ-обучения в своем развитии следует за ИТ-рынком, запаздывая примерно на год. С таким отставанием он оказался перед лицом кризиса – во второй половине 2009 г., и с таким же начал восстанавливаться – в начале 2011-го, считает Дмитрий ИЗМЕСТЬЕВ, директор «Сетевой академии ЛАНИТ», отмечая
Две тенденции
Кризис породил одну очень неприятную тенденцию: некоторые руководители компаний, заморозившие тогда на год бюджеты на ИТ-обучение, увидели, что за это время с их бизнесом ничего страшного не произошло. А потому задумались: так ли нужно ИТ-обучение? Но это ложное впечатление – просто отказ вкладывать средства в повышение квалификации ИТ-персонала имеет отложенный эффект.
Можно не учить своих сотрудников новым технологиям год или два, надеясь при необходимости взять готовых специалистов с рынка. Однако, поскольку бюджеты на ИТ-обучение сокращали все, найти таковых будет непросто. А между тем за три года (а именно столько прошло на сегодняшний день с момента кризиса 2008 г.) в ИТ-индустрии происходит смена парадигмы. Так что я не удивлюсь, если мы скоро станем свидетелями каких-то масштабных неприятных событий, в результате которых миллионы пользователей могут остаться без привычных услуг.
Еще одна важная тенденция, порожденная кризисом, – переход к обучению ИТ-специалистов в форме вебинаров. Многим кажется, что, не выходя из дома, специалист в области ИТ может пройти тот или иной авторизованный курс. Мы в это не очень верим, поэтому стараемся заниматься обучением, которое приносит результат, а вебинары результат приносят не всегда.
Вебинары: за и против
Вебинары вполне подходят для корпоративных проектов, когда требуется обучить большое количество сотрудников компаний или госструктур. В этом случае направленных на обучение ИТ-специалистов или пользователей корпоративных информационных систем отпускают на несколько часов с рабочего места, они садятся за компьютеры, надевают наушники и слушают инструктора.
Еще один случай, когда форма вебинаров эффективна: у ИТ-специалиста нет возможности учиться очно, зато есть очень сильное желание получить знания о том или ином оборудовании или технологии, а также, что важно, он может на несколько часов уединиться – дома или на работе. Но так, согласитесь, бывает очень редко.
Сегодня в ряде учебных центров вебинары объединяют с очным обучением: инструктора, читающего курс в классе, могут слышать участники вебинаров, находящиеся за компьютерами в других городах. Мы для пробы отправляли наших сотрудников поучиться таким образом. Часто бывает, что участник вебинара полдня не может связаться с инструктором, звонит в службу техподдержки, пропускает важную часть занятия, а инструктор, не имея обратной связи, считает, что у слушателя просто нет вопросов.
Кроме того, самое важное в ИТ-обучении – лабораторные работы, но проводить их дистанционно умеют далеко не все учебные центры и далеко не по всем направлениям. Ввиду невысокой эффективности вебинаров мы сделали ставку на другую форму –
Персональное обучение
У персонального обучения есть несколько преимуществ даже перед традиционной и самой популярной очной формой. Во-первых, стоимость персонального обучения и обучения в группе одинаковы, но персональная форма обучения позволяет быстро прослушать редкий, продвинутый курс, не дожидаясь иногда полгода-год, пока наберется группа.
Во-вторых, при персональном обучении всегда можно сказать: «Мне этот раздел неинтересен, я его просто пролистну» или, если есть какие-то сомнения, попросить инструктора протестировать тебя, чтобы понять, нужно ли еще раз проходить ту или иную тему.
В-третьих, в таком формате больше возможностей получить индивидуальные консультации. У каждого ИТ-специалиста есть вопросы, связанные именно с его непосредственной деятельностью.
К тому же в персональном обучении нет недостатков, которыми грешит обучение дистанционное. Слушатель приходит в класс, где инструктор для него настроил оборудование, его ничто не отвлекает от получения знаний: ни начальство, ни коллеги, ни домашние.
Мы начали проводить занятия в этом формате год назад, первые полгода экспериментировали, а сейчас некоторые курсы у нас уже по-другому и не читают.
Высокая эффективность и возврат инвестиций
Для оценки возврата инвестиций в ИТ-обучение существуют стандартные подходы, так называемая методика Киркпатрика – Филлипса. Д. Киркпатрик предложил четырехуровневую модель оценки обучения: на первом уровне выявляется отношение слушателя к учебе, на втором анализируются полученные им знания и усовершенствованные навыки, на третьем – изменения, произошедшие в его поведении после обучения, а на четвертом – их влияние на рабочий процесс. Пятый уровень добавил Д. Филлипс, предложив формулы для расчета показателя возврата инвестиций в обучение. Освоив их, можно самостоятельно оценить рентабельность обучения.
К сожалению, большинство компаний такими расчетами занимаются редко и еще реже финансируют проведение оценки возврата инвестиций в обучение своего персонала. За нашу 16-летнюю историю «Сетевая академия» выполняла такой заказ всего один раз для крупного проекта, в котором обучались тысячи пользователей. Компании-заказчику было выгодно обучение простым навыкам большого количества сотрудников: они стали работать быстрее, высвободив время для решения основных задач. А поскольку их основные задачи были связаны с финансами, эффект от обучения просто зашкаливал.
Впрочем, не только компании инвестируют в подготовку сотрудников своих ИТ-подразделений. Часто специалисты сами вкладывают средства в свое обучение. И, как показало проведенное нами исследование, зависимость уровня зарплаты ИТ-специалиста от уровня его сертификации такая же, как и на Западе, совпадает даже порядок сертификатов в рейтинге.
А это означает, что вложения ИТ-специалистов в повышение своей квалификации у нас, как и везде, окупаются самое большое за год, если они не побоялись такого испытания, как
Сертификация
Между тем, по данным компании Microsoft, в России только 10% ИТ-специалистов по окончании ее авторизованных курсов проходят процедуру сертификации. Причин несколько: работодатели, как правило, не-охотно выделяют на это средства, а сами специалисты боятся экзаменов, особенно на английском языке.
Есть, конечно, компании, которым без сертифицированных ИТ-специалистов не жить, даже их статус у вендоров будет ниже, если они не сертифицируют определенное количество сотрудников. Но, видимо, доля таких компаний в общем объеме рынка ИТ-обучения невелика.
Для молодого ИТ-специалиста сертификация – это подсказка. Ему нужно только решить, кем он хочет быть, и начать набирать сертификаты по своему направлению. Как правило, для получения базовой сертификации требуется окончить один-два курса и сдать пару тестов.
Потом, когда захочется двигаться дальше, можно задуматься о сертификации следующего уровня. Для этого предстоит последовательно пройти еще три-четыре курса и столько же тестов. Вершин, понятно, быстро достичь не получится, но на две или три ступени можно подняться на одних тестах и курсах. Важно только после их окончания не тянуть со сдачей экзамена: во-первых, материал быстро забывается, во-вторых, вендоры могут выпустить новые версии тех продуктов, которые вы изучали.
Мой призыв: попробуйте сертифицироваться хотя бы на начальном уровне, не так уж это и дорого. Многие заваливают первый экзамен, но почти все успешно сдают второй, просто потому что понимают, как он устроен. К тому же после первого экзамена почти у всех вендоров предусмотрен какой-то базовый сертификат, и это документ, которым можно гордиться.
А бранят сертификацию в основном те, кто ни одного серьезного теста в своей жизни не сдал.