Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2012
Игорь МОРОЗОВ  02 февраля 2012

Расходы, которых избежать нельзя

В неблагоприятных экономических условиях компании замораживают проекты, связанные с расширением, автоматизацией и, следовательно, с переобучением персонала. Но средства на подготовку специалистов, занятых в поддержке ИТ-инфраструктуры, у них находятся всегда, считает Игорь МОРОЗОВ, директор «Академии АйТи».

Игорь МОРОЗОВ, директор «Академии АйТи»Грани рынка

– Как бы вы охарактеризовали российский рынок ИТ-обучения?

– У меня к вам встречный вопрос: что таковым рынком считать, а что нет? Можно посчитать объем рынка авторизованного ИТ-обучения; сложнее, но можно оценить долю не авторизованных вендорами учебных центров. Но ведь есть еще и курсы для пользователей, вузовские магистерские программы по ИТ-тематике, проектное обучение, долю которого сложно выделить из общих бюджетов проектов. Иными словами, у рынка отсутствуют четкие границы. Кроме того, он очень фрагментирован, с точки зрения как географической, так и направлений обучения и услуг.

– А насколько он конкурентный?

– Пока даже по самым популярным курсам учебные центры не столь сильно друг с другом конкурируют. У каждого своя ниша: кто-то специализируется на работе с крупными корпоративными заказчиками, кто-то на сегменте SMB или на ИТ-обучении физических лиц.

Скажу больше: сегодня нам, его игрокам, приходится бороться не друг с другом, а скорее с тем, что многие заказчики отказываются от проектов обучения или замораживают их в силу экономической обстановки. И мы стараемся убедить руководителей разных уровней в том, что ИТ-обучение – это инструмент, позволяющий строить процессы более эффективно, а следовательно, получать б'ольшую прибыль.

– Центры корпоративного образования или корпоративные университеты, действующие внутри крупных компаний, вам тоже не соперники?

– Корпоративные университеты очень редко занимаются ИТ-обучением: слишком уж технологизированное и формализованное, оно поэтому, как правило, сегодня осуществляется вендорами через уполномоченные ими учебные центры.

Вместе с тем многие учебные центры, известные сегодня на рынке, изначально создавались для «внутреннего потребления». За примерами далеко ходить не нужно: это и мы, «Академия АйТи», и учебный центр компании Luxoft, который сегодня активно работает на внешний рынок, хотя исходно предназначался для подготовки собственных кадров.

В целом «одомашнивание» ИТ-обучения не очень целесообразно. Сегодня более рационально обратиться за этой услугой к тем, кто получает от вендоров определенные технологии, учебные материалы, программы подготовки, готовит своих преподавателей в соответствии с их требованиями и способен оказывать образовательные услуги на постоянной основе.

– Каков, на ваш взгляд, уровень цен на ИТ-обучение на рынке?

– Цены на подготовку ИТ-специалистов уже в какой-то степени уницифированы, особенно по таким популярным направлениям, как технологии Microsoft, Oracle, Cisco. Например, день подготовки специалиста по технологии Microsoft обходится в 5 тыс. руб., Cisco – приблизительно в 10 тыс. руб. В крупных учебных центрах цены на авторизованные курсы фактически одинаковые – рекомендованные вендором.

Кроме того, мне кажется, что «рука рынка» отрегулировала отношение между инвестициями, которые компаниям необходимо сделать в ИТ-обучение, и тем эффектом, который дает их бизнесу подготовка ИТ-специалистов. Например, тех, кто оканчивает «тяжелые» и дорогостоящие курсы, заведомо меньше, поэтому спрос на них всегда высок, а компании стремятся подготовить и удержать квалифицированных сотрудников.

Стратегии заказчиков

– По вашему опыту, кто у заказчиков чаще всего занимается направлением ИТ-специалистов на учебу?

– Это одна из проблем рынка ИТ-обучения. Исторически бюджеты на обучение находятся в HR-департаментах, но там зачастую не очень хорошо понимают реальные потребности специалистов. Вот и приходится ИТ-директорам заниматься планированием обучения. Для них эта обязанность порой оказывается достаточно обременительной, но так или иначе они вынуждены выстраивать взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами.

Самый неправильный сценарий, хотя и довольно распространенный, предполагает, что ИТ-специалист выбирает для себя курсы сам. Надо понимать, что обучение, которое не спланировано организацией под собственные цели и задачи, всегда будет работать на достижение целей конкретного человека. Так что вряд ли для компании это будут хорошие инвестиции.

Мы считаем, что обучение ИТ-специалистов должно планироваться на основании предварительного анализа, тестирования, оценки и определения того, какие новые ИТ-компетенции у каких сотрудников нужны организации.

– Какие подходы к оценке показателя возврата инвестиций, сделанных компанией в обучение своих специалистов, вы бы выделили?

– До кризиса многие заказчики задумывались о том, как оценивать эффективность этих услуг. Унифицированные подходы к оценке известны, но у них есть, на мой взгляд, один общий недостаток: клиент должен доверять полученным цифрам. Используя конкретный алгоритм, позволяющий практически с математической точностью показать ROI любого обучения, важно согласовать все допущения, сделанные в процессе расчета, с менеджментом заказчика и подразделениями, которые занимаются оценкой, чтобы они сказали: «Да, это действительно так».

Другой подход предложил на нашем круглом столе CIO российского представительства Microsoft: оценить, какой экономии рабочего времени ИТ-специалиста удалось достичь за счет освоения им определенного навыка, а затем сравнить стоимость обучения с произведением этого выигрыша во времени на его зарплату.

Еще один подход – оценить стоимость простоя бизнеса, произошедшего по причине недостатка квалификации у ИТ-персонала. Есть рынки, где даже непродолжительные сбои в работе корпоративных информационных систем критичны для бизнеса, – телекоммуникационный, финансовый и т.д. Любой сбой в ИТ-системах операторов сотовой связи оборачивается колоссальными убытками, совершенно не сопоставимыми, например, со стоимостью подготовки инженера баз данных.

– Какая часть ИТ-специалистов после окончания ваших курсов сертифицируется?

– На данный момент меньше половины. Одна из причин в том, что значительную долю наших клиентов составляют крупные корпорации и госструктуры, в большинстве случаев не заинтересованные в сертификации своих специалистов. Тот факт, что наличие сертификата международного образца повышает мобильность людей на рынке труда и их зарплатные требования, для работодателей не самый хороший сигнал.

Однако объективно сертификация необходима. Сейчас, принимая на работу ИТ-специалистов, кадровики компаний, не имеющих отношения к сфере ИТ, испытывают трудности в оценке их квалификации. Так что я не вижу никакой альтернативы оценке уровня ИТ-специалистов по их сертификатам. И это побудительный сигнал для самих ИТ-специалистов к тому, чтобы эту процедуру пройти, даже за собственный счет. Тем более что стоят экзамены не так уж дорого, а некоторые вендоры, например Microsoft, стараются еще и стимулировать процесс сертификации, выступая с интересными ценовыми предложениями.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен