Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2010 |
Элдар РАЗРОЕВ | 06 апреля 2010 |
Могу ходить с плакатом: «Оператор – труба»
Исторически основа бизнеса компании МТТ – транзит трафика, отлаженный как швейцарские часы. Однако новая стратегия компании нацеливает ее на развитие сервисной составляющей. «Перестанет ли после этого магистральный оператор быть "трубой для трафика"?» – спросили мы у Элдара РАЗРОЕВА, гендиректора МТТ.
– Мы не из тех операторов, которые начинают нервничать, когда им говорят, что они – труба. Для МТТ быть трубой – это нормально, но нужно понимать, что российский рынок телекоммуникаций не является комплиментарным: игроки всегда смотрят в соседние сегменты. Когда операторы сотовой связи сами занялись транзитом трафика, мы столкнулись с необходимостью найти, чем можно заменить потерянные доходы. А поскольку МТТ работает на российском рынке, его традиции ей не чужды: мы тоже смотрим в соседние сегменты и в первую очередь на сервисный бизнес.
С одной стороны, мы хотим сохранить базис – свои позиции на рынке транзита трафика, с другой, развить надстройку – сервисную часть. Такой подход предполагает более активную работу на массовом рынке, в том числе и с новыми сервисами: одной услуги МГ/МН-связи для завоевания сильных позиций в этом сегменте недостаточно.
– Вы решили быть и «трубой для трафика», и «трубой для сервисов»?
– Между этими направлениями внутри компании, а точнее, внутри ее коммерческого блока, мы установили естественный водораздел. Мы выделили, во-первых, менеджеров, которые занимаются межоператорскими взаимоотношениями и отношениями с корпоративными клиентами, а во-вторых, специалистов, работающих с частными пользователями. Это разные люди, у которых разные KPI. В их деятельности, конечно, есть некоторые внутренние пересечения и даже противоречия, но это нормальные рабочие моменты.
– Какие задачи по развитию сервисной инфраструктуры сегодня стоят перед компанией?
– Мир телекома настолько огромен, что расфокусированность оператора автоматически приводит к неудаче. Вот почему мы прежде всего должны определить приоритеты в области сервисов, в развитие которых будем делать инвестиции. Этим мы сейчас и занимаемся. Однако выработка сервисной политики компании – процесс небыстрый, так что подготовительный этап продлится до середины нынешнего года.
Ясно, что мы никогда не покинем сегмент телефонии, хотя благодаря IP-технологиям телефония, Интернет и телевидение, на мой взгляд, перестали быть отдельными направлениями бизнеса. Телефонию, как дальнюю, так и ближнюю, мы рассматриваем как отправную точку для нашей сервисной политики.
– А для ее реализации вам не потребуется вступать в партнерские отношения с игроками смежных рынков?
– У российского рынка есть ментальная особенность: он жестко конкурентный и зачастую не расположен к партнерству. Начинать какие-то партнерские программы здесь можно, имея не просто выгодную, а очень сильную позицию: обе стороны должны понимать, что им друг без друга не обойтись.
Думаю, что нам нужно ориентироваться на глобальный тренд: для того чтобы дотянуться до конечного пользователя, необязательно владеть всей инфраструктурой – от ядра сети до «последней мили». Можно создать такой сервис, который будет доступен абонентам всех операторов. И этот путь мне кажется более перспективным, когда речь идет о сервисах.
– Конкуренцию с интернет-компаниями вы ощущаете?
– Когда я пришел в компанию, то с удивлением узнал, что у нее нет представления, какого объема достиг трафик Skype на рынке. Оказывается, наши специалисты считали, что это другая конкурентная среда. А я уверен, что трафик Skype – это подводная часть айсберга, и как в свое время мы не увидели роста дальнего трафика в мобильных сетях, так сегодня можем упустить и этот кусок.
А вообще сейчас все телекоммуникационные компании оказались перед двумя вызовами. Во-первых, поскольку появления новых технологий, способных «взорвать» рынок, в ближайшее время не предвидится, нам нужно учиться работать на «хвостах» – искать и разрабатывать множество идей, которые будут создавать «локальные взрывы» в тонких сегментах. Во-вторых, в телекоме начинают доминировать бесплатные сервисы, и нам предстоит научиться зарабатывать в этих условиях.
– В каком направлении будут эволюционировать бизнес-модели «труба для трафика» и «труба для сервисов»?
– Уже сейчас на рынке телекоммуникаций наблюдается расслоение инженерного и сервисного бизнеса. Операторы с мощной сетевой инфраструктурой удаляются от пользователя, сосредоточиваясь на прогоне и обслуживании трафика. В то же время постоянно появляются компании, которые ориентируются на эффективное обслуживание клиентов.
А поскольку благодаря IP технологии стали универсальными, инженерная часть достигает наибольшей эффективности на больших масштабах, что способствует консолидации таких игроков. Думаю, лет через пять в мире останется пять крупных инженерных компаний. А сервисных компаний, напротив, будет очень много. У каждой из них будет своя ниша, их предложения станут персонифицированными, а сегменты в их абонентской базе будут «нарезаться» все тоньше и тоньше.