Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2010 |
Игорь Евгеньевич ТОРГОВ | 06 апреля 2010 |
Давления со стороны сервис-провайдеров нет
Компания «Скартел» (бренд Yota) изначально позиционировала себя как сервисная, заявив о том, что сеть мобильного WiMAX – это инструмент, а сервисы – основа бизнеса. Между тем и сегодня львиную долю дохода оператору приносит услуга доступа. Но это отнюдь не свидетельствует о пересмотре стратегии компании, считает Игорь ТОРГОВ, ее исполнительный директор.
– Мы по-прежнему нацелены на то, чтобы быть поставщиком сервисов. С предоставления мобильного высокоскоростного доступа в Интернет мы начали потому, что нам нужна была базовая услуга, которая, с одной стороны, помогла бы набрать абонентов, а с другой – дала бы возможность доставлять им наши сервисы.
– Какова доля сервисов в ARPU у Yota сегодня?
– Пока мы отдельно за сервисы денег с абонентов не берем, но, например, доступ к музыке включен в наш базовый тариф. И хотя ARPU мы не высчитываем, но все равно смотрим, сколько зарабатываем на доступе, а сколько – на сервисах. По нашим оценкам, в тарифе «Yota-мини» из 900 руб. абонентской платы 100 руб. приходятся на музыкальный сервис.
– Как провайдер мобильного высокоскоростного доступа вы ощущаете конкуренцию с интернет-игроками?
– Я не могу сказать, что «Одноклассники», «ВКонтакте» или почтовые сервисы превращают нас в «битовую трубу». Анализ трафика в нашей сети показывает, что на Skype, Google и даже на Apple приходится мизерная его доля. Она не сопоставима с долей P2P-трафика.
Особенно неприятны для нас торренты, поскольку они мешают обеспечивать доступность радиоканала для большего количества пользователей. Достаточно одному-двум абонентам включить эту «молотилку», и она у них работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Всё, полоса занята.
Иными словами, в России операторов доступа к превращению в «трубу» подталкивают не игроки интернет-рынка, а сама ситуация: море бесплатного контента, bit torrent-трекеры и пр. С точки зрения потребления трафика на первом месте у нас стоят торренты, а на втором (вы будете смеяться!) Windows Update.
– Как же конкурировать с теми, кто предлагает нелицензионный контент в сети задаром?
– На мой взгляд, наиболее правильная стратегия – делать какие-то сервисы самим, экспериментировать с их монетизацией и тем самым вытеснять это обезличенное облако нелегального контента и нелегальных услуг.
В ходе нашего первого эксперимента с сервисами, встроенными в смартфон HTC MAX 4G («Yota Музыка», «Yota Видео», фотоблоггинг и IPTV), мы поняли: чтобы выиграть в конкурентной борьбе с облаком нелегальных развлекательных сервисов, оператор должен предоставлять сервис, либо бесплатный для абонентов, доход от которого генерируется за счет рекламодателей, либо настолько простой и удобный, что пользователи сами готовы за него заплатить. В идеале этот сервис должен быть еще очень сильно персонифицированным.
– Когда Yota предложит своим абонентам что-то подобное?
– В 2010–2011 гг. мы планируем вывести на рынок два сервиса, отвечающих этим требованиям, – видео по запросу и персональное интернет-радио. Первый из них за небольшую сумму, несопоставимую с ценой лицензионного диска, позволит взять фильм в аренду. При этом у вас будет 45 дней для того, чтобы начать просмотр, и 48 часов на его завершение. В основе сервиса – концепция трех экранов: телевизора (медиацентра), ПК и мобильного телефона. Для каждого из них разрабатывается кроссплатформенный клиент. Он будет обеспечивать поиск фильмов по каталогу, просмотр трейлеров и покупку фильма на любое из двух устройств (ПК или STB) или на оба сразу. Поскольку наша DRM-лицензия будет распознавать разные сценарии потребления услуги, пользователь сможет начать просмотр, например, на ноутбуке и продолжить его с того же эпизода на экране большого телевизора.
– Чем персональное интернет-радио будет отличаться от сервиса «Yota Музыка»?
– Мы поменяем его концепцию: перейдем от музыкального каталога к персонально настраиваемому радио, слушать которое любой интернет-пользователь сможет как на компьютере, так и на телефоне.
Сейчас в Yota Lab создается платформа, позволяющая давать рекомендации пользователям на основе анализа их поведения в Интернете. При этом мы не будем использовать алгоритмы DPI (Deep Packet Inspection), а постараемся анализировать информацию о том, какие сайты чаще всего посещают пользователи, в каких социальных сетях они «живут».
Рекомендационная платформа станет важной частью нашего сервиса персонального интернет-радио. А в сервис, доступный для мобильных телефонов, будет интегрирована компонента распознавания музыки по технологии Shazam, позволяющая установить название мелодии по ее небольшому фрагменту.
– Как и почему изменились ваши планы по предоставлению услуг VoIP?
– То, что мы свернули проект в этой области, не означает, что мы отказались от голосовых услуг в принципе. Просто интеграция нашего сервиса в телефон Samsung оказалась более длительной, чем мы ожидали (он должен был быть готов в сентябре-октябре 2009 г.). За это время модель и ее технические характеристики практически потеряли актуальность на рынке. Из-за этого такая важная идея – голос как часть данных – была бы девальвирована, чего нам очень бы не хотелось. Но мы собираемся заново определиться с устройством или с линейкой устройств, на которых мы такую услугу запустим.