Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 7 2006 |
01 июля 2006 |
Рынок труда ставит оценки
Все не так плохоСледует отдать должное нашему традиционному образованию: «У нас есть школа, созданная еще в советское время, например МТУСИ. Она давала не только знания и навыки, но – главное – формировала системный подход в образовании, который сохраняется и сегодня» (С. Мишенков, технический директор АСВТ). Благодаря широкому охвату образования (за который, впрочем, многие, в том числе ИО коммерческого директора «Восточного Ветра» О. Курагина, его упрекают: «Студенты выходят из института с багажом общих знаний, а далее – дело за нами»), российский интеллект котируется в мире. В том, несомненно, заслуга педагогического корпуса, сумевшего, вопреки неблагоприятной общеэкономической конъюнктуре, сохранить то ценное в обучении, что нарабатывалось годами.
Однако в инновационно-взрывной отрасли новые знания выстреливают с периодичностью раз в полтора–три года – их требуется включать в процесс обучения сразу же. Удается не всем. Система отстает от требований рынка: «Уровень подготовки ИТ-специалистов пока оставляет желать лучшего. Главным образом потому, – объясняет руководитель отдела системной аналитики NetCracker Technology А. Бугуев, – что учебные программы вузов «не успевают» за развитием ИКТ. Сегодня в российских вузах почти нет современного оборудования, а план практических занятий сводится к программированию на забытых языках или к работе с давно устаревшими АТС-"динозаврами"».
Раньше все казалось проще: образование, потом наука, потом производство. Сейчас в этой цепочке появился разрыв: «вузы учат студентов учиться, а не работать. Они ориентированы на процесс, а не на результат» (директор по управлению персоналом компании «Открытые Технологии» Е. Кривцова). Подготовка ИКТ-специалистов – процесс сложный, перестройка его – тоже. Отрасль начинает испытывать кадровый голод: «специалистов не хватает. ИТ-рынок готов поглощать гораздо больше выпускников, чем их выходит из стен институтов. А через несколько лет ситуация только усугубится» (О. Курагина) .
А нужен ли России колледж?
Сегодня наблюдается всплеск интереса к подготовке армии специалистов среднего профобразования. Колледжи должны в массовом порядке готовить специалистов среднего уровня для выполнения не очень сложной работы, например по написанию кодов прикладных программ. «В противном случае, – предупреждает директор Softline по развитию образовательных проектов А. Степанов, – российские амбиции взять реванш в области развития ИКТ останутся только в планах руководства страны».
Направления, на которых должно быть сконцентрировано внимание колледжей: подготовка программистов или кодировщиков, системных администраторов, специалистов службы техподдержки и т.д. Таких специалистов будет не хватать еще долго.
Особенно востребованы специалисты среднего звена на линейных участках («последняя миля»), поскольку они, говорит зам. гендиректора–директор по персоналу «ВолгаТелеком» С. Астахова, «имеют навыки измерения медных, оптических кабелей, знают работу оконечного цифрового и аналогового оборудования, могут организовать комплексные измерения и умеют читать схемы связи на обслуживаемых участках».
При грамотной организации учебного процесса в технических колледжах цепочка школа-колледж-работа-институт-…, окажется более жизнеспособной, так как позволит молодому человеку, надеется руководитель отдела по работе с персоналом компании NVision Р. Чиркова, понять самого себя до, а не после того, как на его образование и трудоустройство будут потрачены силы, деньги, время.
На ярмарке вакансий
По определению Ж. Аттали, цивилизация XXI века – это цивилизация кочевников. У людей, как и у трудовых ресурсов, не должно быть никакой идентичности, кроме профессиональной. Твои знания – универсальный разъем, в который можно вставить нужный кабель. Одиозность «идеала» именитого глобалиста особенно очевидна на пути взросления такой интеллектуалоемкой отрасли, как ИКТ. Здесь требования к персоналу становятся все жестче с профессиональной точки зрения и разнообразнее с позиции личностных данных. Главным в сотруднике, по словам маркетинг-менеджера Reichle & DeMassari Е. Варламовой, является умение творчески подойти к решению поставленной задачи. Молодой специалист должен не только обладать нужной информацией и знаниями, но и быть находчивым, деятельным, изобретательным, готовым брать на себя ответственность, уметь принимать оперативные решения». Основным критерием оценки молодого специалиста является качество базовых знаний. При приеме на работу предпочтение отдается выпускникам ведущих вузов страны.
Частные вузы пока не могут поспорить с такими техническими брендами, как МГТУ им. Баумана, МГУ, МТУСИ, СПбГУТ, Нижегородский ГУ, Самарский институт связи. «Мы доверяем государственным учебным заведениям, так как качество образования в них не вызывает сомнения. Они дают не только фундаментальные знания, но и хорошую базу, закладывая основы мировоззрения» (Е. Варламова). При приеме на работу выпускника или студента старших курсов учитывается, конечно же, не только репутация альма-матер, но и опыт работы, личностные данные соискателя.
Спрос растущей индустрии ИКТ не менее красноречив. Традиционно высок интерес к инженерным специальностям, программистам. Растут потребности в новых для нее профессиях «сопровождения»: менеджер по разработкам и внедрению ИКТ-продуктов, по продажам, рекламе, бизнес-аналитик, технический эксперт. Практически нет на рынке, жалуется Е. Кривцова, главных инженеров проекта.
Дополнительная подготовка – элемент корпоративной культуры
Сегодня очевидно, что только сочетание переподготовки на государственном, региональном и корпоративном уровнях может стать основой системы непрерывного обновления знаний. Роль такой системы ничуть не ниже звена высшей школы, поскольку переподготовка персонала дает результат с ходу – в масштабе реального времени. Дополнительное обучение предстает тем самым маркером, по которому определяется профессиональная принадлежность. В «ВолгаТелеком», например, уровень квалификации поддерживается и постоянно повышается через четко отлаженную систему обучения как в своих учебных центрах, так и с привлечением поставщиков оборудования и провайдеров образовательных и консалтинговых услуг. Обучение ИКТ-специалиста не просто нужно, а необходимо – озвучила общую точку зрения директор учебного центра Softline Т. Поволоцкая. Выпускники вузов, по мнению коммерческого директора ЗАО «Информационные технологии и связь» (Иркутск) А. Полещука, в 80% случаев не способны выполнять работу по специальности, в лучшем случае завершение их образования происходит на рабочем месте.
Успешным опытом внутрифирменной подготовки делится директор УЦ КФ «ЦентрТелекома» Е. Красавин: «Наш центр занимает нишу инженерного образования, которое фактически выпадает из современной российской высшей школы. Он обеспечивает подготовку профессиональных кадров практически на всех образовательных уровнях: среднем профессиональном, высшем и послевузовском».
NetCracker выращивает специалистов с институтской скамьи: компания создала учебные центры в ряде столичных вузов, в том числе при МТУСИ. А в АСВТ одаренных студентов приводят с собой сотрудники, которые преподают в профильных институтах.«Открытые Технологии» ищут кадры в других регионах, сотрудничают с вузами в организации стажировки студентов на проекте.
Иркутский филиал «Сибирьтелекома» постоянно наращивает затраты на обучение одного сотрудника (рис. 1), растет их доля в фонде оплаты труда и общей себестоимости (рис. 2), все больше специалистов повысили свою квалификацию (рис. 3).
Активизировались зарубежные вендоры: HP, Intel, Microsoft, IBM создают УЦ как на площадках отраслевых вузов, так и автономные. Буквально на днях в Пермском техническом университете завершили обучение по программе Сетевой академии Cisco первые 20 студентов, а всего там обучается около 120 человек. Студенты получают реальные структурированные знания об устройстве и работе офисной сети на базе решений Cisco.
Интерес вендоров понятен. Распространяя в России свое оборудование, они нуждаются в персонале, способном работать на нем. Однако, при всей позитивности результатов такого сотрудничества, наблюдается побочный эффект: утечка лучших выпускников вузов за рубеж. Стоит ли уповать на адресную заточку специалиста? Самая радикальная позиция в отношении учебных центров вендоров у С. Фишкина, директора подразделения решений для операторов связи Nortel: «Эта система – промывка мозгов – ориентирована на единичного вендора. Специалист потерян для широкого рынка труда».
Инвестиции в человеческий капитал компании рассматривают как элемент корпоративной культуры: «Дополнительная подготовка сотрудников способствуют процветанию компании» (Е. Варламова).
Что русскому хорошо…
Различие отечественной и зарубежных систем образования, по словам С. Мишенкова, «особенно заметно в так называемой «технической дипломатии», когда группы специалистов из разных стран собираются, чтобы обсудить конкретный вопрос. В наших делегациях технических специалистов было гораздо меньше, чем в делегациях других стран. Причем не из желания сэкономить, а потому, что у «наших» всегда был более широкий профиль подготовки». Однако хорошая теоретическая база, говорит Е. Варламова, «на практике всегда отрабатывается. За рубежом вузы, напротив, чаще готовят узкоспециализированных специалистов с богатым практическим опытом». Впрочем, последние тенденции в отечественной системе высшего гособразования, свидетельствуют о том, что знания и навыки студентов постепенно подтягиваются к требованиям рынка труда. Ряд крупных прогрессивных вузов и бизнес-школ в России и странах СНГ стали формировать консолидированные комплексные программы, сочетающие лучший опыт западной и российской образовательных систем. Западная система образования ориентирована на воспитание специалистов узкого профиля, готовых практически со студенческой скамьи включиться в работу. Но при сколько-нибудь серьезном отступлении от границ обозначенной зоны они становятся дилетантами. А наши выпускники в равной степени успешно проявляют себя в смежных областях. При смене области применения своих знаний они не только испытывают меньший дискомфорт, но и нередко рассматривают такие повороты как благоприятную среду для саморазвития» (Р. Чиркова) . Среди наших национальных особенностей, отмечает А. Бугуев, и отсутствие должного внимания к «формальностям, например к документированию выполненных работ, что порой создает головную боль проектным менеджерам и руководителям отделов. Схема же западного образования постулирует и прививает четкость и формальность».
Современный портрет связиста
Слияние двух инновационных технологий – это брак не столько по любви, сколько по необходимости. Движение навстречу было таким стремительным, что до сих пор «супруги» спорят, кто кого на ком женил. Да оно и неважно. От этого союза родилось новое поколение – со смешанной генетикой и заметной мутацией в другие области знаний. Но кровное родство прежде всего. Главное – принадлежность к семье. Так сохранились ли фамильные черты?
Патриотизм и влюбленность в профессию остаются неизменными, – уверена И. Федулова, генеральный директор АСВТ. – Но престиж профессии изменился. Например, в советское время связисты занимали 43-е место по среднему уровню зарплаты. А сейчас – входят в десятку. Соответственно, тогда в эту специальность шли, в основном, романтики, а сейчас к этому – неисчезнувшему – чувству добавился и трезвый расчет».
«При том что молодые специалисты, по мнению наших респондентов, инициативны, целеустремленны, активны, могут стать достойной сменой старшему поколению, А. Бугуев полагает, что «специализация "отцов" была более глубокой, особенно в области академических знаний».
Так что как бы ни злословили зоилы отечественного ИКТ-образования, оно живет и развивается. В мейнстрим встроены колледжи, чей голос все звонче, вузы, отстаивающие свое место на Олимпе, и корпоративные центры, где идет заточка под специфику бизнеса. Однако для «золотоносной» отрасли необходима мощная, постоянная подпитка. Будущее страны зависит от первоклассных образовательных учреждений. Им бы государственной поддержки побольше
Приоритеты и палитра требований работодателей
- Профессиональные знания в объеме ВПО, в т.ч. наличие сертификатов
- Опыт работы в отрасли, широкий кругозор
- Способность к самообучению
- Знание иностранных языков
- Способность брать на себя ответственность, быстро принимать решения
- Быстрая адаптация к корпоративной культуре, коммуникабельность, навыки профессионального общения, умение работать в команде и коллегиально решать вопросы
- Личностные данные (инициативность, самостоятельность, активность, амбициозность, ориентация на результат)
- Желание работать и трудолюбие
- Знание рынка телекоммуникаций, бизнеспроцессов операторов связи, языков программирования
- Умение логически мыслить и вести исследование в качестве независимого специалиста и члена проектной группы
- Профессиональный подход к делу
- Способность аргументированно отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение
- Творческий подход к решению поставленной задачи
Денежный эквивалент образования
«ВолгаТелеком» на обучение персонала ежегодно тратит 2% от фонда оплаты труда. «Открытые Технологии» на дополнительную подготовку молодого специалиста расходуют $600–700 в год. В дифференцированном виде эти затраты за 2005 г. составили:
- финансовые: на персонал: $1500–3500 на чел.; на топ-менеджера за год $1500;
- организационные: работа отдела по обучению персонала и время, которое тратится линейными руководителями и топ-менеджментом на подготовку и согласование плана обучения;
- временные: продолжительность тренинга 3 дня; подготовка корпоративного тренинга – от недели до 10 дней, открытой программы – 4–7 дней в России и 3–5 недель за рубежом. Softline (в специализированных учебных центрах):
- финансовые: от $500 за 4-дневный курс повышения квалификации до $4000 за полный курс подготовки, т.е. получение статуса сертифицированного специалиста;
- временные: 30–50 дней в году во внешних организациях плюс консультации внутренних специалистов.
В Nortel на подготовку реального специалиста уходит от года до трех.
У NVision программа целевой профессиональной адаптации молодых специалистов и их динамичного погружения в предметную область сопоставима с методикой привлечения и удержания уже сформировавшихся профессионалов. На нее выделяются десятки тысяч долларов.
Рейтинг вузов по популярности (опрос «ИКС»)
МГУ
МТУСИ
МГТУ им. Баумана
МИФИ
МФТИ
ГУ_ВШЭ
МГИМО
МАИ
МЭТИ
МГУПС
Уральский ГТУ (УПИ)
МИРЭА
РЭА им. Плеханова
ГУУ
МАТИ
ЛГУ
Станкин
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ
Иркутский ин-т инженеров железнодорожного транспорта
Иркутский государственный технический университет
Иркутский госуниверситет
Байкальский госуниверситет экономики и права
Санкт-Петербургский институт связи
Нижегородский ГУ
Самарский институт связи
Требуются
Специалисты по направлениям: высшая математика и кибернетика (МГУ), автоматика, телемеханика и связь (МГУПС), ПО автоматизированных систем, комплексы и сети (МИУСС), прикладная математика, ЭВМ и схемотехника
Студенты и выпускники радиотехнического и физикотехнического факультетов
Программисты и специалисты в области БД
Руководители и инженерный состав направления «Голосовые решения для операторов связи»; специалисты в области OSS/BSS; инженерно-технический персонал, обладающий навыками работы с решениями Cisco и их аналогами; специалисты по информационной безопасности
Специалисты по местной, дальней, автоматической связи, сетям передачи данных, радиотехнологиям, IPи интернет-технологиям
Руководители проектов, менеджеры по продажам, консультанты по внедрению ERP-систем, бизнес-аналитики, сетевые инженеры; специалисты, способные вести крупные проекты; главные инженеры проекта
Специалисты в области технического менеджмента (управление техническими службами, проектные менеджеры, управление качеством), обслуживания клиентов, маркетинга
Высококвалифицированные рабочие, монтажники, специалисты по работе с клиентами, операторы отделов обслуживания, кассовых залов, call-центров
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!