Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 7 2006 |
И. В. КИРИЧЕНКО | 01 июля 2006 |
Образование для всей экономики
Осознавая свою ответственность, европейские лидеры ИКТ-индустрии (British Telecom, Cisco Systems, IBM Europe, Intel, Microsoft Europe, Nokia, Philips Semiconductors, Siemens AG и др.) создали консорциум, призванный определить, наконец, как готовить специалистов по ИКТ, чтобы те соответствовали требованиям современного мира – мира, в котором эти технологии присутствуют всюду. В прошлом году предложения консорциума были направлены в институты Европейского сообщества, ответственные за развитие образовательной системы объединенной Европы, и университеты.Многоликий ты наш…
Консорциум начал с подготовки реестра сфер приложения сил специалистов по ИКТ. Их многообразие привело экспертов к выводу о том, что, «cпециалист в области ИКТ» перестает быть единым понятием и распадается на массу разнообразных профессий, хотя все они основываются на приложении ИТ в тех или иных отраслях экономики или общественных институтов. Поэтому, кроме общих для всех базовых знаний, узкому специалисту требуются дополнительные знания и умения.
Скажем, системный интегратор, дизайнер электронных медиа, консультант по внедрению бизнес-приложений суть разные компетенции. Первый, инженер, обеспечивает интеграцию разных компонентов в единую информационнотехнологическую систему так, чтобы она работала бесперебойно, без сбоев на стыках. При этом система должна полностью соответствовать потребностям пользователя, исполняя те задачи, которые тот перед ней ставит, – будь то создание метеорологических моделей или разработка макета журнала. Второй должен обладать знанием графических, видео- и аудиотехнологий и при этом разбираться в музыке и искусстве. Третьему необходимы навыки в реинжиниринге бизнес-процессов, технологии менеджмента, микроэкономическом и управленческом анализе.
А ведь есть еще масса других профессий! Т.е. реформ требует не только специализированное образование, но и система образования в целом. Многовариантность карьер для специалиста в области ИКТ должна быть поддержана соответствующей перестройкой высшей ступени образовательной системы. Ее легко осуществить в рамках англосаксонской двухступенчатой модели «бакалавриат–магистратура», которая, согласно Болонскому соглашению, легла в основу структуры европейского образования. Получив диплом бакалавра в области ИКТ, молодой человек мог бы продолжить специализированное обучение в магистратуре другой направленности, например на факультетах экономики, менеджмента, изящных искусств и т.д. Это, в свою очередь, означает, что в программы магистратур по довольно широкому кругу специальностей нужно заложить ориентацию на ИКТ-специалистов. Наготове должны быть и другие элементы образовательной системы: дополнительное образование и обучение в компаниях.
Но следует предусмотреть и обратное движение, когда, скажем, бакалавр с факультета психологии продолжает обучение на факультете ИКТ, приобретая компетенции в сфере психологических особенностей восприятия ИКТ-приложений различными категориями людей.
Впрочем, и на первом уровне подготовка специалистов не может быть сведена лишь к обучению специальным дисциплинам. Составляя свой список рабочих мест для выпускников ИКТ-факультетов, эксперты консорциума определили также набор сопутствующих навыков и умений, без которых те не смогут эффективно исполнять свои обязанности. Вопервых, всем нужны хотя бы базовые знания в области коммерции и бизнеса. Это важно даже для сугубых технарей: только так они могут найти общий язык с пользователями ИКТ, львиная доля которых – в рыночном секторе экономики. Более того, знание законов бизнеса необходимо и тем, кто планирует посвятить себя исследованиям. Понимание проблем коммерциализации результатов научных разработок – непременное условие успешной научной карьеры, особенно в сфере прикладной науки.
Во-вторых, большинство ИКТ-специалистов в перспективе столкнутся с необходимостью работать в команде или контактировать с пользователями, выступающими в роли клиентов. Следовательно, программы их подготовки должны обогатиться предметами, воспитывающими у тех же системных интеграторов или ИТ-менеджеров навыки человеческих коммуникаций, умение избегать конфликтов, лидерские компетенции.
В принципе все это должно присутствовать в программе любого высшего специального образования – стать чем-то вроде обязательных общеобразовательных предметов для профессионалов. Но в рекомендациях консорциума содержатся и пункты, касающиеся ядра дисциплин, формирующих ИКТ-специалиста.
Точка слияния
Отрасли, формирующиеся на базе современных ИКТ, уже слились в единый комплекс, а вот подготовка специалистов для них – нет. До сих пор часть специалистов приходит в отрасль из инженерных вузов, а часть – с факультетов информатики или прикладной математики. Базовая подготовка выпускников инженерных вузов и факультетов информатики или прикладной математики, конечно же, различается: в одном случае акцент делается на техническую составляющую ИКТ, в другом – на математическую и софтверную. Однако и те, и другие становятся полноценными профессионалами, нашедшими баланс между знаниями и навыками, полученными в университетах, и знаниями и навыками, необходимыми для эффективной работы, – но уже после «заточки» на рабочем месте. При этом, по мнению специалистов, разрыв этот иной раз трудно преодолим, особенно если речь идет о людях с математической подготовкой, осваивающих основы инженерных наук. Для работодателей это выливается в реальные потери, упущенную выгоду. Тем более что самым продвинутым из них приходится поддерживать специальные образовательные программы, компенсирующие недостатки формального образования.
Эксперты консорциума считают, что базовая подготовка ИКТ-специалистов должна синтезировать два существующих на данный момент направления. Кроме того, большинство работодателей в отрасли полагают, что вузы перебарщивают с теоретической базой в ущерб прикладной тематике. Никто не отрицает, что всем специалистам нужны знания в области математики, инженерных дисциплин и естественных наук. Однако предлагается существенно изменить их баланс по сравнению с тем, что сложился к настоящему времени в программах подготовки тех потоков специалистов, что сливаются в экономике в один – специалистов по ИКТ.
Треть часов предполагается отдать под естественно-научные дисциплины, включая математику, физику, химию, где самым важным аспектом изучения должно стать освоение научных методов анализа и познания мира. Примерно треть – под инженерные предметы, причем преподаватели обязаны знакомить студентов не только с существующими технологиями, но и с перспективными. Между естественно-научным и инженерным блоками следует постоянно наводить мосты, чтобы в сознании студента «теоретические знания не были бы развернуты в прикладную плоскость и технологии не остались без аналитического базиса и не связанными между собой».
Оставшуюся треть часов эксперты рекомендуют посвятить изучению приложений ИКТ. Это важно для понимания возможностей и ограничений использования технологий в реальной жизни. Не менее трех месяцев в этом блоке следует выделить на практику в фирмах.
Впрочем, эксперты понимают, что всегда будут нужны и узкие специалисты в инженерных дисциплинах, связанных с ИКТ, и в информатике. Но, изучив состояние рынка рабочей силы, они оценили потребность в них в треть от нынешней совокупной численности выпускников. Эти узкие специалисты нужны в сфере НИОКР, в то время как остальные две трети находят применение непосредственно в индустрии и секторах приложения ИКТ. Следовательно, целесообразно перенести подготовку этой трети на магистерскую ступень.
В дальнейшем предполагается пересматривать программы обучения ИКТ-специалистов в среднем раз в три года.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!