Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2006
Михаил САМСОНОВ  Александр РОСЛЯКОВ  01 февраля 2006

Triple play: комфорт через Set Top Box

Мировой рынок услуг triple play (в отличие от российского) достиг «критической массы» и вступил в стадию уверенного роста, оказывая значительное влияние на бизнес-модели провайдеров. В этих условиях весьма важным для операторов сетей и провайдеров услуг фактором является смещение акцента от конкретных сетевых решений в сторону потенциальных интересов пользователей.

Телекоммуникационный бизнес на базе услуг triple play – новый виток развития – постепенно становится и российской реальностью. Теперь все зависит от решимости операторов принять новые правила игры, которые устанавливаются в многополярном мире услуг, основанных на доставке контента.

Получение услуг triple play на обычный телевизор с помощью простой в пользовании, недорогой приставкиадаптера Set Top Box (STB) позволит операторам и провайдерам существенно расширить свою клиентскую базу и повысить доход.

Особенности услуг triple play

Бизнес-стратегия услуг triple play учитывает склонность массовых потребителей к комфорту: чем идти в магазин за диском, лучше, немного доплатив, в любое время получать любые фильмы непосредственно на домашний кинотеатр. Пока видео по запросу стоит столько же, сколько материальный диск, но это пока, в отсутствие конкуренции. По мере появления на рынке новых игроков цена на развлекательный контент будет падать, а его разнообразие – расти.

Что даст широкое внедрение услуг triple play? Во-первых, повышение качества жизни населения. И речь идет не только о развлечениях и комфортности. Возможности услуг triple play могут широко использоваться, к примеру, при дистанционном обучении и консалтинге, для организации полноценных рабочих мест на дому, удаленного видеонаблюдения за объектами и т.д.

Второй эффект будет чрезвычайно интересен провайдерам услуг triple play, поскольку новые технологии создают предпосылки диверсификации телекоммуникационного бизнеса, предоставляют возможности для развития малых и средних операторов и провайдеров контентных услуг. Благодаря их большей мобильности формируется высококонкурентное поле на «последней миле» – участке, где услуги доставляются конечным пользователям. Тем более что малые и средние операторы фиксированной связи, как показывает практика, куда более восприимчивы к новым технологиям, нежели крупные.

Требования услуг triple play к сети

Требования услуг triple play к характеристикам широкополосной сети (табл. 1) в основном относятся к двум показателям:
  • скорости передачи (полоса пропускания) в направлении к пользователю («вниз») и в направлении от пользователя («вверх»);
  • QoS (дифференцированный, приоритетный или без гарантии качества).

Для предоставления большей части медиауслуг требуется полоса пропускания в сторону абонента порядка 2–3 Мбит/с. Причем для видео- и аудиоуслуг обязательна поддержка заданного QoS.

Востребованность услуг triple play

Рынок услуг triple play можно разделить на два основных класса. В первый входят информационные услуги, представляющие интерес в основном для делового сектора. Второй объединяет услуги развлекательного характера, ориентированные преимущественно на квартирный сектор. В Западной Европе пользователей услуг первого класса несколько больше, чем второго (рис. 1).

В настоящее время в квартирном секторе даже в странах Евросоюза степень проникновения фиксированного широкополосного доступа (Broadband Access – BA) существенно различается. Так, в 2004 г. в Швейцарии 31% домашних хозяйств имели широкополосный доступ, тогда как в Греции он практически отсутствовал; средний показатель по Европе – 17% (рис. 2). Однако по прогнозам, до 2008 г. почти половина домашних хозяйств в Западной Европе будет подключена к сетям широкополосного доступа (рис. 3).

Количество пользователей услуг triple play зависит главным образом от уровня развития широкополосных сетей в стране, так как для предоставления теле- и видеоуслуг требуется канал с пропускной способностью порядка 2–6 Мбит/с. В Корее, Японии и Гонконге большинство и домашних, и корпоративных пользователей пользуется каналами с пропускной способностью не менее 10 Мбит/с. Например, у гонконгской компании PCCW, предоставляющей видео по запросу, уже 450 тыс. абонентов.

В России наблюдаются те же тенденции: рост клиентской базы сетей широкополосного доступа с превалированием делового сектора (рис. 4). По данным J`son & Partners, в России уже в 2004 г. насчитывалось около 3,5 млн пользователей широкополосного доступа (правда, термин «широкополосный» в данном случае отнесен к доступу на скоростях выше 128 кбит/с).

По прогнозам специалистов, в ближайшие 10 лет типовые потребности абонентов квартирного сектора Западной Европы будут соответствовать скорости передачи в сторону сети (линия «вверх») – от 384 кбит/с до 1–2 Мбит/с, в сторону абонента (линия «вниз») – до 15 Мбит/с. Предполагается, что подобная скорость широкополосного доступа будет характерна и для домашних пользователей США (рис. 5).

Тарифы и доходы

Стоимость пакета услуг triple play за рубежом – порядка $50–60 в месяц. При этом средняя стоимость всех новых услуг на 24% выше средней цены доступа в Интернет (табл. 2). На рис. 6, 7 представлены структура ARPU квартирного сектора для рынка новых услуг в Западной Европе и прогноз величины доходов от предоставления услуг triple play в мировом масштабе.

Трудности массового внедрения

Среди множества объективных и субъективных сложностей, вставших на пути коммерческого освоения услуг triple play, следует упомянуть главные:
  1. Существующая схема ценообразования (фиксированная сумма оплаты, бесплатный контент) не позволяет провайдеру услуг triple play получать доходы в тех размерах, которые обеспечивали бы окупаемость вложенных средств.
  2. Трудно создавать абсолютно индивидуальный контент и такие дополнительные услуги triple play, которые нельзя было бы получить в другом месте – у альтернативных и зачастую более дешевых источников видео- и аудиоинформации.
  3. Сегодня в России проникновение услуг triple play на сети – ниже критического уровня, что заставляет провайдера устанавливать высокие тарифы (для окупаемости инвестиций), а потенциальные пользователи не имеют возможности воспользоваться услугами из-за их недоступности


Возможности Set Top Box

Наиболее эффективно предоставлять услуги triple play позволяет использование оборудования Set Top Box (дословно – «коробка, устанавливаемая наверху»). Это многофункциональная домашняя приставкаадаптер для приема программ цифрового и кабельного ТВ с помощью обычных телевизоров, обеспечивающая интерактивное взаимодействие зритель–телеканал и возможность работы в сети Интернет через любую широкополоснуюсеть доступа. В зависимости от заложенной функциональности приставка может дополнительно обладать возможностями современных мультимедийных цифровых платформ интерактивного телевидения и поддерживать большой спектр услуг: видео по запросу, электронный программный гид, интеллектуальный видеомагнитофон, интерактивные игры, электронную почту, а также покупки из дома, банковские операции из дома, телефонные услуги и многое другое.

Конструктивно STB представляет собой единый блок (табл. 3) с автономным устройством питания от сети 220 В и разъемами для подсоединения внешних устройств. С этой целью STB может поддерживать интерфейсы: Ethernet, USB, S-Video, Composite Video, Component Video, SCART, Dolby Digital/AC-3, L/R Stereo, IEEE 1394, SCSI, RS232, Bluetooth, инфракрасный и др. Помимо телевизора к STB можно подключить видеокамеру, телефонный аппарат, компьютер и т.д. (рис. 8). Обычно в комплект также входят инфракрасный пульт дистанционного управления и беспроводная клавиатура, некоторые STB содержат встроенный считыватель смарткарт для просмотра коммерческих закодированных ТВ-программ.

Оборудование STB оптимально сочетает простоту использования и экономичность с гибкостью, мультифункциональностью и расширяемостью, а благодаря повсеместному наличию телевизоров используется миллионами квартирных абонентов во всем мире для получения широкополосных услуг.

Таким образом, доставляя аудио, видео и данные не только в дом, но и в обратном направлении и внутри локальной домовой сети, STB становится своеобразным домашним шлюзом в различные телекоммуникационные сети.

Сетевые операторы и контент-провайдеры, обеспечивающие клиентов многофункциональными приставками, получают преимущество за счет предоставления вещательных и невещательных услуг. Один из показателей эффективности такой приставки – доставка по всему домовладению услуг цифрового телевидения на аналоговые телевизоры (благодаря поддержке устройством стандарта H.264, который позволяет снизить скорость трансляции видеосигнала до 1–2 Мбит/с). Для снижения чувствительности STB к скорости передачи обычно используются встроенные кодеки MPEG1/2/4 (для видео), MPEG1 Audio Layer 1/2, MP3, AAC, AC-3 и WMA (для голоса).

Бизнес-модель внедрения услуг triple play на базе STB

Рынок услуг triple play во всех отношениях очень непростой, и с помощью одних только технологических преимуществ невозможно доказать жизнеспособность его бизнес-модели, которая должна прежде всего окупить вложенные средства. Однако этого невозможно добиться, если оператор сети или провайдер услуг не контролирует достаточно большую долю рынка.

В целом сегмент услуг triple play на базе Set Top Box может оказаться не настолько емким, как принято считать, поскольку даже в Европе и США при широкополосном подключении преобладают услуги доступа в Интернет. Что касается комплексных услуг triple play, то для этого в России пока не созданы работоспособные бизнес-модели. Поэтому большинство пользователей проводного или беспроводного широкополосного подключения по-прежнему ограничиваются в основном доступом в Интернет, хотя и на качественно новом уровне.

Сегодня платное ТВ и видео по запросу на базе STB занимают достаточно скромное место в общих доходах от видеоуслуг по сравнению с прибылью от проката фильмов в кинотеатрах и продажи видеоконтента на DVD-носителях. Несмотря на оптимистичные перспективы нового рынка услуг triple play, расширение этого вида деятельности осложняется рядом новых требований.

Во-первых, нужно организовать четкие деловые взаимоотношения с поставщиками контента, что подразумевает наличие соответствующего правового обеспечения, а также соглашения о разделении доходов.

Во-вторых, необходимо определить обоснованную стоимость услуги, которая, с одной стороны, позволит оператору конкурировать с продавцами «пиратской» видеопродукции, с другой – даст возможность своевременно выйти на уровень окупаемости и прибыльности нового бизнеса. В структуре цены услуги необходимо учитывать субсидируемую оператором часть стоимости широкополосного модема или STB.

В-третьих, при планировании бизнеса необходимо сформировать базовый пакет услуг и расширенный (широковещательное ТВ, видео по запросу, персональный видеомагнитофон, доступ в Интернет, игры, музыка и др.). Структура общего пакета услуг должна быть тесно увязана с данными о потенциальной абонентской базе (количество домовладений, демографические показатели, социальный статус жителей и т.д.).

По оценкам западных экспертов, срок окупаемости таких проектов составляет в среднем 5–6 лет. При этом структура капитальных и эксплуатационных расходов в течение этого периода существенно меняется. Вот почему сегодня для операторов связи так важны убедительные бизнес-модели, приемы успешной работы, перспективные партнеры.

В этих условиях наиболее эффективным является поэтапный метод построения системы, начиная с установки пилотного варианта (с некоторыми ограничениями в части условного доступа) для изучения и адаптации решения на ограниченной (несколько сотен) выборке абонентов. В ходе реализации пилотного проекта исследуются техническое решение и потребительский спрос, пользовательский интерфейс корректируется с учетом предпочтений абонентов. Проводится наблюдение за ходом продаж сервисных пакетов, анализируются особенности, выявляются проблемы, находятся оптимальные решения, обеспечивающие эффективную реализацию проекта. И только собрав всю необходимую информацию, можно определить корректный способ полномасштабной реализации проекта.

Термин «triple play» (условно «три в одном») означает одновременное предоставление услуг доступа в Интернет, телефонии и видео по одной широкополосной IP-сети с использованием любой транспортной среды (медный симметричный, коаксиальный или волоконно-оптический кабель, радиоэфир) и любой широкополосной технологии (цифровая абонентская линия xDSL, кабельное телевидение, сеть беспроводного доступа и др.).

Существенное отличие услуги triple play от всех других подходов к предоставлению мультисервисов – практически неограниченный набор интерактивных и вещательных услуг на базе триединого подхода к передаче голоса, видео и данных.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен