Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 5 2008 | ![]() |
![]() |
30 апреля 2008 |
Контент и его свита
Мы собрали практически всю цепочку игроков, образующую рынок цифрового контента. От сервис- и контент-провайдеров, агрегаторов и создателей контента; от операторов; от вендоров.
«ИКС»: Какова контент-специализация вашей компании и какое место в вашем бизнесе занимает цифровой контент?Д. СЕРГЕЕВ: Next Media Group специализируется на мобильном, телевизионном, интернет- и сетевом контенте. Доля цифрового контента – 85%.

Д. ПИТИРИМОВ: Bemobi контент не производит, но предоставляет сервисы, которые могут быть использованы контент-провайдерами для продвижения своих услуг, например «Конструктор сайтов». Одно из наших подразделений специализируется на проектах для мобильного Интернета.
А. РОКОТЯН: Цифровым контентом мы занимаемся активно. «Норильск-Телеком» – один из пионеров предоставления услуг IPTV в стране, сервис в коммерческом режиме работает с лета 2007 г. Также мы весьма успешны в развитии сервисов, доступных через широкополосный Интернет. Наш портал www.norcom.ru – самый посещаемый ресурс в городе. Более 7 тыс. посещений в сутки для города с населением около 200 тыс. человек – это немало.
Тем не менее доля цифрового контента в ARPU «Норильск-Телекома» пока незначительна, как, думаю, и у большинства других телекоммуникационных операторов: единицы процентов от выручки. Однако активные пользователи сервиса IPTV платят за контент столько же, сколько и за услуги фиксированной связи. Это показывает потенциал рынка, хотя статистики у нас пока маловато.


Д. ТИМОЩЕНКО: ИММО занимается производством, агрегированием и продажей мультимедийного контента (музыка, анимация, мультфильмы, клипы и пр.) в сетях операторов сотовой связи России и стран СНГ. Цифровой контент составляет более 80% нашего бизнеса.
М. ВОРОБЬЕВ: В бизнесе «ЭР-Телекома» цифровой контент занимает порядка 10%. Сейчас мы разрабатываем единый портал – площадку для дистрибуции контента, что позволит эффективно продавать контент потребителям, предоставлять дополнительные сервисы, повышающие ARPU, подключать партнеров для продажи контента. Инвестиции в этот проект могут составить несколько миллионов рублей.

«ИКС»: Готовы ли сети к предоставлению услуг цифрового контента?
М. ВОРОБЬЕВ: Сеть «ЭР-Телекома» готова.
Э. ЧЕРКАСОВ: Опыт сотрудничества с операторами-партнерами по тестированию и оказанию услуг интерактивного ТВ показывает, что в принципе большинство сетей к использованию технологии IPTV готовы. Вопрос в их грамотной модернизации и дальнейшей системной интеграции.
Д. СЕРГЕЕВ: Все зависит от типа цифрового контента. К предоставлению, например, ТВ и видеоуслуг сети подготовлены слабо из-за низкой скорости передачи данных.

В новые технологии ГК «Норильск-Телеком» инвестирует достаточно много. Годовой инвестиционный бюджет с 2005 г. составляет около 300 млн руб. – это почти 25% наших доходов. В контент также вкладываем немало, хотя пока это единицы процентов от затрат на инфраструктуру.
Д. ТИМОЩЕНКО: Цифровой контент сегодня уже продается через мобильные сети, однако существует ряд проблем, не позволяющих извлекать максимальную прибыль от таких продаж. В первую очередь, это низкая скорость и недостаточная устойчивость мобильного Интернета, а также высокая стоимость трафика в сетях сотовых операторов.
Е. НИКОЛАЕВ: Пока к распространению интерактивных услуг технически готовы не все сети.
«ИКС»: Какие сервисы и соответственно контент наиболее доходные? Наиболее затратные?

Е. НИКОЛАЕВ: Самые прибыльные сервисы – «Домашний кинотеатр» и «Видеопрокат», а самый доходный контент, безусловно, спортивные трансляции и фильмы.

А. РОКОТЯН: Самый затратный сервис – IPTV, в том числе права на фильмы для услуги «видео по запросу». Правообладатель чаще всего устанавливает за фильм некую минимальную плату, и ему все равно, сколько человек живет в городе: миллион или десять. Масштаб Норильска, к сожалению, гораздо меньше.
Что же касается доходности… Я убежден, что разговоры о killer application не имеют никакого отношения к реальному бизнесу. На каком-то этапе развития телекоммуникаций была доминирующая услуга – телефония. Этот этап уже закончился, а разговоры все идут. Попробуйте перенести это понятие в другую сферу, связанную с торговлей или обслуживанием. Какой, например, killer product в продуктовом магазине? Такого нет и быть не может. Вот и в инфокоммуникационных услугах то же самое, не зря сейчас все больше специалистов говорят об информационном супермаркете. Потребности пользователя становятся все более многообразными. И одной придумкой их не удовлетворишь.
П. КУЗНЕЦОВ: Оценивать доходность того или иного сервиса пока преждевременно, так как в нашей стране поправки к закону «О защите авторских и смежных прав», которые регламентируют и авторские отчисления от продажи контента через Интернет, вступили в силу только с 1 января 2008 г. Эти нововведения перекрывают кислород пиратам, которые до этого полностью владели рынком цифрового контента в Рунете. Но, несмотря на исчезновение многих пиратских сайтов, среднестатистический абонент привык бесплатно получать в Интернете музыку, кино, софт, игры – контент, наиболее затратный для оператора.

«ИКС»: С кем сотрудничаете в области создания и распространения контента?
А. РОКОТЯН: Наши основные партнеры в этой области – «ЦентралПартнершип», Netville, телеканалы, владельцы интернет-ресурсов. В развитии контентного направления сейчас начинаем активно использовать возможности недавно приобретенного нами крупного новосибирского провайдера Academ.org.
В этом году в группе компаний «Норильск-Телеком» мы планируем выделить мультимедийное направление в самостоятельную структуру, которая профессионально занималась бы бизнесом, связанным с цифровым контентом и не была отягощена проблемами, стоящими перед традиционным телекомом.
«ИКС»: Кто является движущей силой рынка цифрового контента: пользователи, контент-провайдеры, производители, операторы?
Е. НИКОЛАЕВ: Пользователи: есть спрос – есть предложение. Сегодня у пользователя сформировалась потребность самому управлять услугами – это подталкивает производителей контента и операторов.
А. РОКОТЯН: Пока трудно говорить, что рынок цифрового контента сформировался. Скорее он только начинает становиться рынком, на котором можно реально зарабатывать. А его движущей силой в той или иной степени являются все перечисленные участники, прежде всего пользователи и контент-провайдеры.
Очень сильно и негативно влияет на рынок несоблюдение авторских прав. Но, с другой стороны, и сам подход к их применению должен трансформироваться с учетом новых реалий и возможностей.

В свою очередь, на рынок выходят контент-агрегаторы, которые, видя заинтересованность операторов в расширении внутрисетевых услуг, предоставляют различный контент в виде одного решения, адаптированного для интеграции в портал оператора.

Д. ПИТИРИМОВ: Симбиоз операторов и контент-провайдеров.
Д. ТИМОЩЕНКО: Однозначно ответить на вопрос нельзя: возможность продавать цифровой контент через мобильные сети определяется техническим состоянием сети оператора и его ценовой политикой. Значительное влияние на спрос оказывает предложение, т.е. инициатива провайдера. В то же время готовность пользователя откликнуться на предложения оператора/провайдера зависит от наличия у него соответствующего устройства (телефона).
А. КИЛИН: Такую движущую силу создают, конечно, все участники рынка. В конечном же счете направление и скорость развития рынка определяет потребитель контента. Так что выигрывает тот, кто ориентируется на потребителя.
«ИКС»: Какие бизнес-модели создания, хранения и распространения цифрового контента вы считаете перспективными? Какой зарубежный опыт хорошо ложится на российскую почву?
А. РОКОТЯН: Не думаю, что сейчас опыт зарубежных компаний может быть буквально повторен на отечественной почве. Слишком разное законодательство, традиции населения и бизнеса. Со временем глобализация возьмет свое, но пока это так.

Чтобы сохранить индустрию мобильного контента прибыльной, необходимо защищать мобильные приложения, мониторить динамику использования и распространения контента, управлять лицензиями в реальном времени.
Д. ТИМОЩЕНКО: Помимо детальной проработанности с маркетинговой точки зрения, важным и необходимым критерием оценки перспективности различных бизнес-моделей ИММО считает их выгодность всем участникам бизнес-процесса: и операторам связи, и правообладателям, и контент-провайдерам. По нашему мнению, наиболее перспективна сегодня такая модель, при которой сам контент бесплатен, а оплачивается только его передача (трафик).
Е. НИКОЛАЕВ: Предоставление интерактивных услуг в партнерстве с местными сетями.

Э. ЧЕРКАСОВ: Наиболее интересна схема, при которой есть четкое разграничение сфер деятельности субъектов рынка: производитель контента (правообладатель) а агрегатор контента а оператор.
М. ВОРОБЬЕВ: Самая простая бизнес-модель, с которой мы начали работать, это работа через агрегаторов. По мере увеличения объема продаж мы, повышая свою рентабельность, переходим к взаимодействию с правообладателями напрямую и рано или поздно сами станем агрегатором.
П. КУЗНЕЦОВ: Бизнес-моделей на данном этапе немного: либо создание контента своими силами (разработка интернет-магазинов, а значит, заключение прямых договоров с правообладателями), либо сотрудничество с контент-агрегаторами, у которых уже есть договорные отношения с правообладателями и все сервисы которых адаптированы для внедрения в портал оператора. Мы сочетаем эти модели: часть сервисов разрабатываем сами, а часть (в основном платный контент) – планируем запустить в партнерстве с контент-агрегаторами.
Д. ЛУЧКИН: От модели единичных продаж, например музыкального контента, мировой рынок движется к модели месячной подписки на выбранный по каталогу контент. Потребителю важно не столько обладание контентом, сколько доступ к нему – это напоминает индивидуальное вещание по выбранному сценарию.
«ИКС»: Как вы относитесь к рекламной модели вещания?
А. РОКОТЯН: С точки зрения бизнеса – нормально отношусь. Для того чтобы контент доходил до пользователя, кто-то должен создавать и обслуживать инфраструктуру. Этот кто-то – прежде всего оператор связи. Он должен получать соразмерные деньги за предоставленные им услуги. Источников таких денег на рынке два: платежи пользователей и реклама. Если для пользователя услуги связи бесплатны, значит, оператор должен получать часть рекламных денег. Как только такая система реально заработает – проблем не будет (на уровне идеи, естественно) ни у операторов, ни у провайдеров, ни у пользователей.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!