Rambler's Top100
Все новости Новости компаний

В России разработана собственная навигационная система для умных трамваев

04 июля 2024

Специалисты Cognitive Pilot разработали технологию Сognitive Navigation, предназначенную для гарантированного определения координат городского трамвая. Основными элементами Cognitive Navigation являются инерциальный модуль (гироскопическое устройство, отвечающее за ориентацию трамвая в пространстве), одометрический датчик (средство определения пройденного трамваем расстояния на основании измерения угла поворота колес) и карта всей рельсовой сети города, включающая все возможные маршруты движения транспорта, депо, развязки и т.д.

Одной из ключевых проблем в организации автономного движения транспорта в городских условиях является определение его точного местоположения. Традиционным подходом к ее решению является использование GPS-сигнала. Однако в условиях наличия плотной застройки высотных зданий (каньонный эффект), парковых зон, мостов, тоннелей, оборонных и иных организаций, где GPS-сигнал «глушится» внешними устройствами, постоянное использование навигации по GPS не представляется возможным. Сognitive Navigation призвана решить эту проблему.

По словам генерального директора Cognitive Pilot Ольги Усковой, разработанная технология позволяет повысить безопасность движения до 20 – 25%. "Рынок таких решений еще не сформирован, но аналитики считают, что его объем уже в ближайшие 5 – 7 лет может составить около 1 - 1,5 млрд долл", - заявила она. 
 
Основными элементами Cognitive Navigation являются инерциальный модуль (гироскопическое устройство, отвечающее за ориентацию трамвая в пространстве), одометрический датчик (средство определения пройденного трамваем расстояния на основании измерения угла поворота колес) и карта всей рельсовой сети города (включающая все возможные маршруты движения транспорта, депо, развязки и т.д.).

В системе автономного управления трамваем знание точных координат необходимо для обеспечения работы ряда ключевых подсистем - системы контроля проезда перекрестков по сигналам светофора, системы предупреждения столкновений, системы контроля профиля скорости. Для активации (выключения) этого модуля необходимо четко знать в каких точках это необходимо произвести 

Принцип работы Cognitive Navigation состоит в следующем. Перед эксплуатацией автопилота, в ситуациях, когда все компоненты технологии работают и все датчики: GPS, одометрия и инерциальный блок, специально разработанный математический аппарат позволяет вычислять погрешность каждой из систем, которая в последствии будет учитываться если один из модулей не будет работать. Например, если пропал сигнал GPS, навигация осуществляется на основе данных одометрического датчика, инерциального блока, а также карты путей, что позволяет поддерживать сантиметровую точность.

В Cognitive Navigation также используется антропоморфная модель искусственного интеллекта при определении точных координат трамвая. Как человек, оказываясь в знакомом месте начинает по памяти вспоминать ближайшие ориентиры (объекты дорожной инфраструктуры) и сравнивать их с тем, что видит на самом деле, Cognitive Navigation сравнивает данные, полученные от системы компьютерного зрения с данными карты местности и в случае их расхождения производит необходимую коррекцию координат, отдавая предпочтение зрению, точно так же, как и у человека.

Важно отметить, что Cognitive Navigation для своего функционирования не требует никакой дополнительной инфраструктуры (WiFi-маяков, RFID-меток и т д).

Система помощи водителю на основе искусственного интеллекта (ИИ) Cognitive Tram Pilot была разработана в 2017 году, прошла тестирование в г Москве с 2018 по 2021 год и в Санкт-Петербурге с 2019 – 2022 года. Опыт ее разработки был использован в городских трамваях Шанхая (2020 – 2021 гг.) в совместном проекте Cognitive Pilot с компанией FITSCO.
С 2022 года Cognitive Tram Pilot успешно промышленно используется более чем на 200 трамваях в Санкт-Петербурге в качестве системы помощи водителю. За два года ее эксплуатации не отмечено ни одного серьезного ДТП. Движение стало более плавным. По отдельным показателям безопасность движения умных трамваев в городе выросла более, чем 60 раз. На данный момент ежедневно умные трамваи перевозят в Санкт-Петербурге более 60 тыс. человек. В 2023 году Cognitive Pilot СПб «Горэлектротранс» объявили, что полностью беспилотные трамваи в Санкт-Петербурге появятся к 2026 – 2027 годам.

Начинка для Cognitive Tram Pilot производятся в России на производственном подразделении Cognitive Pilot в г. Томск. В оборудовании Cognitive Tram Pilot используется более 80% отечественных компонент.

На ПМЭФ 2024 было объявлено о начале использования Cognitive Tram Pilot на трамваях в Ярославской области.

Источник: Cognitive Technologies

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.