Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

В Петербурге в ближайшие годы могут появиться полностью беспилотные трамваи

02 июня 2023

Соглашение о создании полностью беспилотного трамвая в Петербурге подписано 2 июня на научно-техническом совете "Беспилотные технологии в рельсовом транспорте: первые результаты и стратегия развития", который проводит Международная ассоциация предприятий городского электрического транспорта.

Участники трехстороннего соглашения - петербургский Горэлектротранс, российский разработчик искусственного интеллекта для наземного транспорта компания Cognitive Pilot (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies) и российский производитель подвижного состава ООО «ПК Транспортные системы». 

Соглашение определяет сотрудничество в целях проведения разработок по созданию полностью беспилотного трамвая на территории Санкт-Петербурга в период до 2026-2027 гг. 

Напомним, что Петербург уже сейчас первым в стране внедрил технологии искусственного интеллекта именно на маршрутный транспорт, который уже находится в регулярной эксплуатации и выходит в город для обслуживания пассажиров. Речь идет об «умных» трамваях, оснащенных согласно техзаданию Горэлектротранса комплексом активной помощи водителю и которые с 2022 года поступают на предприятие по программе обновления подвижного состава.

«Основа жизни – это движение, это развитие. Как у человека, так и у искусственного интеллекта. В этой связи надо всегда себе планку задирать и ставить следующие задачи. Да, мы сегодня выпустили трамваи на линии с элементами искусственного интеллекта. Да, там много проблем и много того, что надо дорабатывать. Но мы, подписывая соглашение, ставим следующую цель – создание полностью автоматизированного трамвая. И мы ее безусловно достигнем», - говорит директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.

Полная автономность позволит вывести движение электротранспорта и его организацию на принципиально новый уровень безопасности и эффективности. Также это позволит создать для пассажиров более комфортные условия движения, обеспечит плавную скорость трамвая, минимизирует интервалы ожидания, существенно продлит срок службы рельсовой инфраструктуры.

«Беспилотность – это полное отсутствие человеческого фактора. Искусственный интеллект трамвая не отвлекается на сообщения в мобильном телефоне, не испытывает депрессий, не торопится и не тормозит, что позволяет поддерживать оптимальный график движения, наилучшим образом реагирует на дорожные ситуации. Важно, что беспилотный транспорт непрерывно самообучается в процессе эксплуатации. Опыт одного трамвая в преодолении тех или иных проблем становится сразу доступным всему транспортному флоту, что позволяет поднять безопасность движения на самый высокий уровень», - говорит генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова.

Помимо проблем, связанных с движением транспорта, системы управления с полной автономностью помогут решить один из ключевых вопросов в сфере городского электротранспорта не только в нашей стране, но и во всем мире – кадровый. «Сейчас у людей появился блеск в глазах. И этот процесс важный, водители и те, кто обслуживают транспорт, начинают задумываться о том, что к новой технике нужны новые знания, что меняется номенклатура специальностей. В петербургском Горэлектротрансе много молодых сотрудников, в том числе из рядового состава, уже пошли в вузы, пытаясь вытянуть себя на новый уровень кругозора, социальной лестницы и карьеры. Это наиболее эффективный путь в ситуации с активны внедрением новых интеллектуальных систем», - продолжает Денис Минкин. 

Разработка беспилотного городского транспорта повлечет за собой появление новых, более совершенных и значимых профессий, таких как бортинженер, помогающий слабым, следящий за порядком и безопасностью и работоспособностью аппаратуры и агрегатов трамвая.

Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot: «Вся история человечества связана с уходом одних профессий, вследствие технологического развития, и появления других. Никто сегодня не расстраивается по поводу того, что исчезли кучеры и трубочисты. Так и на место водителей трамвая будут приходить операторы флотов беспилотного электортранспорта. Работу умных трамваев нужно контролировать, а это более квалифицированный и более оплачиваемый труд. Так на наших глазах сегодня использование сервиса ChatGPT заменяет множество персонала во многих компаниях. Это новые специалисты - операторы работы с ChatGPT. Нужно помнить, что новые технологии – это инструмент, который позволяет облегчить труд человека, сделать его жизнь более удобной, безопасной, здоровой и счастливой».

Участники проекта отмечают, что система автопилотирования трамвая будет повышать уровень своего интеллекта постепенно, переключая на себя все больше функций управления движением и оставляя за водителем задачи контролера, включая безусловное право вмешиваться в процесс управления. Сроки появления версий автопилота со старшими уровнями автономности, график проведения тестирований и испытаний, а также другие этапы реализации проекта будут определены после завершения подготовки и согласования его общего плана.

В любом случае, полностью беспилотный режим управления трамваем будет реализован, когда участники проекта будут гарантировано уверены в его надежности и соответствии заявленным в техническом задании характеристикам, а также после выполнения всех необходимых этапов испытаний, тестирования систем беспилотного трамвая и их сертификации.

В рамках проводимого в Петербурге 1-2 июня НТС также решено на базе петербургского Горэлектротранса создать Полигон для обучения водителей и испытания перспективных технических решений обеспечения безопасного автономного движения общественного электротранспорта.

Источник: Cognitive Technologies

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен