Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Объем российского рынка систем бизнес-аналитики приближается к 50 млрд рублей

07 февраля 2023

Следующие друг за другом пандемия коронавируса, кардинально изменившая состояние всех без исключения рынков в 2020 году, и массовый уход компаний из России в 2022 году создали особые условия для развития ИТ. При этом спрос на возможности анализа и управления на основе данных в постоянно меняющейся ситуации показал значительный рост. 2021 год стал тем самым промежуточным периодом, на протяжении которого одни компании наращивали темпы поставки и внедрения наиболее популярных BI-систем, а другие — разрабатывали и адаптировали российские аналоги.

Сразу после пандемии на рынке BI (Business Intelligence, бизнес-аналитика) произошел значительный подъем. Его предпосылки были заложены еще во время коронавирусных ограничений, когда руководители стали искать инструментарий для сбора информации и принятия решений в реальном времени, находясь при этом на удаленном рабочем месте.

По данным TAdviser, объем российского рынка BI-систем, включая ПО и услуги, по итогам 2021 года увеличился на 16% и достиг 45 млрд руб. Эта оценка, в том числе, учитывает и собственные разработки крупных компаний в сфере бизнес-аналитики.

2022 год стал переломным для российского рынка BI. Если раньше подавляющее большинство проектов были реализованы на базе западных платформ бизнес-аналитики, то сейчас продолжать работу в этом направлении стало невозможно. Зарубежные разработчики таких решений — Miсrosoft, Qlik, Tableau, SAP, IBM, Oracle, покинули российский рынок, оставив локальным заказчикам и системным интеграторам целый ворох проблем. В текущих условиях вендоры и интеграторы продолжают получать поток запросов на демонстрацию, тестирование и апробацию платформ, способных заменить уже привычные BI-решения от мировых лидеров.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в более выигрышных условиях оказались те интеграторы, которые еще до начала 2022 года работали с российскими платформами — в их числе Innodata, ПолиАналитика, Первый Бит, ГК «Юзтех», BI Consult, «Корус Консалтинг», КРОК, «Сапран», GMCS и другие. 

С другой стороны, сильные позиции получили те компании, которые сами по себе являлись разработчиками BI-платформ, например, «Форсайт», «Полиматика», LuxmsBI, Visiology, «Мегапьютер Интеллидженс», «Лига Цифровой Экономики», Goodt и ряд других. Фактически на сегодня конкуренцию этим решениям составляют либо продукты с открытым исходным кодом (адаптация, внедрение и поддержка которых требуют больших усилий), либо продукты от китайских вендоров, например, FineBI — подобные решения могут использовать компании, не ограниченные требованиями импортозамещения и готовые пойти на риски, связанные с иностранным происхождением ПО.

На российском рынке BI наблюдается активная переориентация интеграторов. Они очень внимательно изучают предложения разработчиков российского ПО – рассматривают их решения, выбирают наиболее зрелые, готовые активно развиваться и выходят на рынок с новыми предложениями. Также специфика момента в том, что сейчас заказчики располагают ограниченным временным ресурсом для выбора и построения новых систем, при этом у них есть опасения, связанные с переходом на новые продукты.

Несмотря на то, что западные системы ушли с рынка, подавляющее большинство игроков не прогнозируют кратного роста продаж российских BI. Это связано с тем, что многие компании пока продолжают работать со старыми платформами, находят обходные пути для их продления и самостоятельно справляются с проблемами отсутствия поддержки, сопровождения и обновления продуктов. Экосистема российских решений еще только формируется, продажи западных продуктов в 2022 году были затруднены, а часть проектов ушла в «серую зону».

По предварительной оценке TAdviser, рост российского рынка BI по итогам 2022 года вряд ли превысит 10% относительно уровня 2021 года и не сможет преодолеть рубеж в 50 млрд рублей. 2023 год при этом  будет показывать приблизительно те же результаты, но сама структура рынка изменится кардинально — как с точки зрения соотношения между стоимостью лицензий и услуг, так и долей интеграторов и поставщиков ПО.

Сегодня очевидны перспективы роста количества проектов на российских BI-платформах, и все эксперты сходятся в том, что по итогам 2023 года произойдет перераспределение рынка.

Дефицит специалистов

Проблема, с которой столкнулись российские компании в 2022 году — это дефицит специалистов. Длительное доминирование западных вендоров на рынке BI-систем не могло не сказаться на количестве подготовленных кадров и размере сообществ. Таким образом, к началу прошлого года абсолютное большинство бизнес-аналитиков были готовы работать с Microsoft Power BI. Однако специалистов по российским платформам было не так много.

Начиная с марта 2022 года началось активное накопление экспертизы, формирование новых центров знаний и развитие сообществ, но этот процесс не может идти слишком быстро, поэтому большую роль в развитии BI играет соответствие российских продуктов зарубежным аналогам.

Крупнейшие участники рынка

Если рассматривать российских участников рынка BI-систем с точки зрения общей выручки от реализации BI-проектов, то явными лидерами являются две компании – «Лига Цифровой Экономики» и Glowbyte Consulting. 

Если учитывать общий объем доходов, связанных с реализацией проектов на базе собственных BI- разработок, то тройку лидеров составляют компании «Лига Цифровой Экономики», НПЦ «Бизнесавтоматика» и «Форсайт».

По размеру доходов от ведения BI-проектов на базе сторонних систем по итогам 2021 года лидерами стали Glowbyte Consulting, «Лига Цифровой Экономики» и КРОК.

Источник: TAdviser

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен