Объем российского рынка систем бизнес-аналитики приближается к 50 млрд рублей
Следующие друг за другом пандемия коронавируса, кардинально изменившая состояние всех без исключения рынков в 2020 году, и массовый уход компаний из России в 2022 году создали особые условия для развития ИТ. При этом спрос на возможности анализа и управления на основе данных в постоянно меняющейся ситуации показал значительный рост. 2021 год стал тем самым промежуточным периодом, на протяжении которого одни компании наращивали темпы поставки и внедрения наиболее популярных BI-систем, а другие — разрабатывали и адаптировали российские аналоги.
Сразу после пандемии на рынке BI (Business Intelligence, бизнес-аналитика) произошел значительный подъем. Его предпосылки были заложены еще во время коронавирусных ограничений, когда руководители стали искать инструментарий для сбора информации и принятия решений в реальном времени, находясь при этом на удаленном рабочем месте.
По данным TAdviser, объем российского рынка BI-систем, включая ПО и услуги, по итогам 2021 года увеличился на 16% и достиг 45 млрд руб. Эта оценка, в том числе, учитывает и собственные разработки крупных компаний в сфере бизнес-аналитики.
2022 год стал переломным для российского рынка BI. Если раньше подавляющее большинство проектов были реализованы на базе западных платформ бизнес-аналитики, то сейчас продолжать работу в этом направлении стало невозможно. Зарубежные разработчики таких решений — Miсrosoft, Qlik, Tableau, SAP, IBM, Oracle, покинули российский рынок, оставив локальным заказчикам и системным интеграторам целый ворох проблем. В текущих условиях вендоры и интеграторы продолжают получать поток запросов на демонстрацию, тестирование и апробацию платформ, способных заменить уже привычные BI-решения от мировых лидеров.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в более выигрышных условиях оказались те интеграторы, которые еще до начала 2022 года работали с российскими платформами — в их числе Innodata, ПолиАналитика, Первый Бит, ГК «Юзтех», BI Consult, «Корус Консалтинг», КРОК, «Сапран», GMCS и другие.
С другой стороны, сильные позиции получили те компании, которые сами по себе являлись разработчиками BI-платформ, например, «Форсайт», «Полиматика», LuxmsBI, Visiology, «Мегапьютер Интеллидженс», «Лига Цифровой Экономики», Goodt и ряд других. Фактически на сегодня конкуренцию этим решениям составляют либо продукты с открытым исходным кодом (адаптация, внедрение и поддержка которых требуют больших усилий), либо продукты от китайских вендоров, например, FineBI — подобные решения могут использовать компании, не ограниченные требованиями импортозамещения и готовые пойти на риски, связанные с иностранным происхождением ПО.
На российском рынке BI наблюдается активная переориентация интеграторов. Они очень внимательно изучают предложения разработчиков российского ПО – рассматривают их решения, выбирают наиболее зрелые, готовые активно развиваться и выходят на рынок с новыми предложениями. Также специфика момента в том, что сейчас заказчики располагают ограниченным временным ресурсом для выбора и построения новых систем, при этом у них есть опасения, связанные с переходом на новые продукты.
Несмотря на то, что западные системы ушли с рынка, подавляющее большинство игроков не прогнозируют кратного роста продаж российских BI. Это связано с тем, что многие компании пока продолжают работать со старыми платформами, находят обходные пути для их продления и самостоятельно справляются с проблемами отсутствия поддержки, сопровождения и обновления продуктов. Экосистема российских решений еще только формируется, продажи западных продуктов в 2022 году были затруднены, а часть проектов ушла в «серую зону».
По предварительной оценке TAdviser, рост российского рынка BI по итогам 2022 года вряд ли превысит 10% относительно уровня 2021 года и не сможет преодолеть рубеж в 50 млрд рублей. 2023 год при этом будет показывать приблизительно те же результаты, но сама структура рынка изменится кардинально — как с точки зрения соотношения между стоимостью лицензий и услуг, так и долей интеграторов и поставщиков ПО.
Сегодня очевидны перспективы роста количества проектов на российских BI-платформах, и все эксперты сходятся в том, что по итогам 2023 года произойдет перераспределение рынка.
Дефицит специалистов
Проблема, с которой столкнулись российские компании в 2022 году — это дефицит специалистов. Длительное доминирование западных вендоров на рынке BI-систем не могло не сказаться на количестве подготовленных кадров и размере сообществ. Таким образом, к началу прошлого года абсолютное большинство бизнес-аналитиков были готовы работать с Microsoft Power BI. Однако специалистов по российским платформам было не так много.
Начиная с марта 2022 года началось активное накопление экспертизы, формирование новых центров знаний и развитие сообществ, но этот процесс не может идти слишком быстро, поэтому большую роль в развитии BI играет соответствие российских продуктов зарубежным аналогам.
Крупнейшие участники рынка
Если рассматривать российских участников рынка BI-систем с точки зрения общей выручки от реализации BI-проектов, то явными лидерами являются две компании – «Лига Цифровой Экономики» и Glowbyte Consulting.
Если учитывать общий объем доходов, связанных с реализацией проектов на базе собственных BI- разработок, то тройку лидеров составляют компании «Лига Цифровой Экономики», НПЦ «Бизнесавтоматика» и «Форсайт».
По размеру доходов от ведения BI-проектов на базе сторонних систем по итогам 2021 года лидерами стали Glowbyte Consulting, «Лига Цифровой Экономики» и КРОК.
Источник: TAdviser
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.