Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Нелегальный рынок онлайн-продаж табака в 2021 году достиг 5,6 млрд рублей

16 марта 2022

Group-IB, один из лидеров в сфере кибербезопасности, оценила объем теневого онлайн-рынка табачной продукции и электронных сигарет в Рунете в 2021 году в 5,6 млрд рублей. Больше половины всего нелегального оборота приходится на электронные сигареты (2,3 млрд рублей) и стики (1,1 млрд рублей). 

Как и в случае с незаконной торговлей алкоголем, главным табачным маркетом среди мессенджеров стал Telegram — число подписчиков «профильных» каналов превысило более 1 400 000 человек. Эксперты Group-IB по исследованию контрафакта отмечают, что тенденция роста теневого бизнеса продолжится из-за  ухода крупных игроков с легального рынка.

В 2021 году из-за увеличения на 20% акцизного налога на табачную продукцию цены на нее снова выросли — в среднем с 112 до 140 рублей за пачку. Курильщики перешли на более дешевые сигареты (до 125 рублей) —  на них пришлась треть (37%) легальных продаж на российском рынке. Однако часть курильщиков переориентировалась на теневой рынок, где нелегальные торговцы предлагают широкий — около 200 брендов —  ассортимент «подпольного» табачного товара, в том числе поддельного и контрабандного.

Аналитики Group-IB Digital Risk Protection второй год подряд оценивают объемы нелегального интернет-рынка классической табачной продукции и электронных сигарет. По итогам 2020 года он составлял 500 млн рублей, без учета продаж через соцсети, Telegram. Однако 2021-й год стал периодом расцвета торговли в этих каналах. Так через мессенджеры было продано товара на сумму более 3,5 млрд руб, а на соцсети пришлось 314 млн руб. Суммарно размеры нелегального рынка табачной продукции достигли 5,6 млрд рублей.

Несмотря на запрет дистанционной продажи табака, специалисты Group-IB Digital Risk Protection обнаружили более 620 онлайн-ресурсов, где в обход действующего законодательства продают сигареты, стики и «электронки». В 2020 году подобных ресурсов было немногим больше — около 700. Это объясняется тем, что в 2021 году после блокировок часть продавцов мигрировала в социальные сети и мессенджеры.

Сетка самого масштабного табачного онлайн-магазина, которую удалось обнаружить в ходе исследования, насчитывала 341 связанный домен. Такая аффилированность позволяет не только штамповать многочисленные «зеркала» основного магазина нелегальной продажи табачной продукции, увеличивая приток покупателей, но и оперативно «переезжать» с одного домена на другой в случае блокировки.  

Из-за активных блокировок в соцсетях число групп и аккаунтов, где торгуют сигаретами, снизилось почти в два раза — с 320 до 190. Однако, как и в случае с нелегальной продажей алкоголя, основной торговой площадкой стал Telegram — в 2021 году здесь работали более 130 каналов, где можно было купить табачную продукцию (в 2020 году их было 100). Общее число подписчиков, интересующихся покупкой такого товара, увеличилась практически в 3 раза и составила более 1 400 000 человек.

Больше половины всего теневого оборота онлайн-рынка табачной продукции пришлось на электронные сигареты (2,3 млрд рублей) и стики (1,1 млрд рублей). Системой Group-IB Digital Risk Protection  в прошлом году было обнаружено 164 интернет-магазина, 22 групп в соцсетях и 40 каналов в мессенджерах, где предлагали купить контрафактные и контрабандные стики известных брендов по цене в два раза меньше оригинала. Большая часть нелегальных стиков была изготовлена в Армении и Казахстане. 

При этом на 122 сайтах, в 48 телеграмм-канале и в 40 аккаунтах или группах  в социальных сетях активно торговали одноразовыми электронными сигаретами популярных брендов. В среднем стоимость одной поддельной электронной сигареты у теневых продавцов варьируется от 80 до 1300 рублей, в то время та же продукция в легальных магазинах обойдется курильщику примерно в 2 раза дороже.

«По нашим оценкам, весь оборот нелегальной онлайн-продажи сигаретной и никотиносодержащей продукции за 2021 год составил более 5,6 млрд рублей. Однако финансовый ущерб производителям табачных изделий и государству из-за реализации товара в сети интернет в обход действующего законодательства выше — в 2021 году он составил 6,8 млрд рублей, — замечает Андрей Бусаргин, заместитель генерального директора Group-IB по направлению Digital Risk Protection. — Онлайн-продажа табачных изделий незаконна и подлинность продаваемой продукции никто не гарантирует, что сопряжено с риском нанесения значительного вреда здоровью». 

Специалисты Group-IB Digital Risk Protection прогнозируют, что ставший тенденцией рост цен на табачную продукцию увеличит интерес курильщиков к покупке более дешевых табачных изделий, а следовательно — дальнейшему росту теневого онлайн-рынка. Еще одним фактором развития подпольных продаж может стать уход крупных табачных игроков с рынка России и СНГ. Для полноценного детектирования и устранения угроз, направленных на табачные бренды, Group-IB рекомендует использовать  решение класса Digital Risk Protection, позволяющее непрерывно вести мониторинг угроз, выявление и и реагирование. 

Источник: Group-IB

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен