Алкомаркеты ушли в мессенджеры
Компания Group-IB оценила оборот «теневого» рынка продажи алкоголя в интернете в 2021 году в 2,75 млрд рублей. Это на 266 млн рублей больше, чем годом ранее. Всего эксперты обнаружили около 3 000 онлайн-ресурсов — сайтов, каналов в мессенджерах и групп в соцсетях, торгующих спиртным в обход действующего законодательства. Главным алко-мессенджером стал Telegram — количество «профильных» каналов, предлагающих покупку и доставку алкогольной продукции, за год выросло в 2,5 раза. На помощь нелегальным продавцам горячительных напитков в предновогоднюю пору пришли «алко-боты».
Вот уже пять лет в конце года эксперты Group-IB Digital Risk Protection традиционно оценивают оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя: в 2017 году он достигал 1,7 млрд рублей, в 2018 году уже 2,1 млрд руб, в 2019 и 2020 годах остановился на отметке 2,5 млрд рублей. В 2021 году теневой рынок вновь пошел в рост — причиной стали как подросшие цены на алкоголь на 2,46%, так и популярность в период пандемии дистанционных онлайн-покупок. Так, в уходящем году количество запросов в поисковике Яндекс “купить алкоголь с доставкой” с января по ноябрь превысило 108 000 — по сравнению с предыдущим годом рост почти в 2 раза.
Несмотря на то, что в России доставка алкогольной продукции официально запрещена, эксперты Group-IB Digital Risk Protection обнаружили в интернете в 2021 году около 3 000 онлайн-площадок для реализации горячительного, в том числе контрабандного и произведенного и поступившего в продажу без уплаты налогов.
За последние четыре года из-за масштабных блокировок со стороны компаний, обеспечивающих защиту брендов в Интернете, и Роскомнадзора количество подпольных сайтов-алкомаркетов снизилось в два раза: если в 2018 году их было около 4 000, в 2019 уже 2 500 ресурсов, в 2020 и 2021 — 2 000 сайтов. Однако под каждый такой алкомаркет «алкогольные короли» готовят «запасные аэродромы»— «зеркала» основных сайтов, в среднем, по 15 доменов для каждого алкомаркета. В ходе исследования в 2021 году экспертам удалось обнаружить самую крупную сеть, которая насчитывала около 122 связанных доменных имён. Это объясняется стремлением торговцев обеспечить стабильность бизнеса: в случае блокировки одного домена — весь контент оперативно «переезжает» на другой и продолжает бойкую торговлю.
На фоне снижения количества сайтов растет аудитория алкомаркетов в соцсетях и мессенджерах. Эксперты Group-IB обнаружили около 300 различный групп и аккаунтов в соцсетях, предлагающих продажу выпивки с доставкой на дом, а также продажу контрафактного алкоголя. Большая часть продавцов используют популярную схему, предлагая приобрести спиртное в комплекте с подарочными «сладкими букетами» — с фруктами или конфетами. При этом, несмотря на уменьшение количества групп в социальных сетях, число подписчиков возросло в 3,8 раз.
Главным алкомаркетом в этом году стал мессенджер Telegram — эксперты Digital Risk Protection обнаружили около 130 алкоканалов (в 2020 году их было всего 50) с суммарным числом подписчиков около 750 000 (было—160 000). Сюда же входят различные чат-боты — их обнаружено не менее 15 — по доставке алкогольной продукции и каналы, продающие «комплектующие» для кустарного изготовления алкоголя — спирт, тару, крышки, пробки и этикетки.
Специалисты Group-IB оценили экономические показатели теневого алкорынка в 2021 году. При средней посещаемости сайта, реализующего алкоголь с доставкой, в 1 965 человек в месяц, минимальной конверсии (1%) и средней стоимости одной покупки в 1 557 рублей заработок 1 700 онлайн-магазинов составил в 2021 году около 624 млн рублей. Плюс к этому ежегодный оборот сайтов с подделками-дубликатами составляет от 225 601 200 рублей в год.
Заметив пару лет назад активную миграцию продавцов алкоголя в социальные сети и мессенджеры, специалисты Group-IB также оценили оборот продажи алкоголя в социальных сетях и мессенджерах — он составил 1,9 млрд рублей при аудитории в 82,4 млн пользователей. Таким образом, общий оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя на всех онлайн-площадках по итогам 2021 года составил порядка 2,75 млрд рублей против 2,5 млрд рублей в 2020 году.
«В этом году оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя снова вырос, но эти цифры могут быть лишь верхушкой «айсберга» по причине латентности теневого бизнеса, — комментирует Андрей Бусаргин, зам генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков. — Подпольная интернет-торговля алкоголем влечет за собой высокие риски для покупателей: нет никакой гарантии того, что товар будет оригинальным, а не опасной для здоровья подделкой. Следует учитывать, что для производителей брендированного алкоголя подделка их продукции также может обернуться серьезными репутационными рисками и финансовыми потерями».
Эксперты Group-IB Digital Risk Protection рекомендуют производителям не только провести первичный мониторинг информационного поля бренда, но и регулярно использовать систему непрерывного мониторинга, способную контролировать торговые площадки в интернете, а также помогает оперативно реагировать и устранять нарушения, представляющие опасность как для покупателей, так и для самого бренда.
Источник: Group-IB
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.