Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Михаил Мишустин утвердил план мероприятий цифровой трансформации госуправления

28 октября 2021

 Семь проектов плана цифровой трансформации госуправления предполагают реализацию до 2030 года и связаны с системой наццелей, определенных указом президента от 21 июля 2020 года, где цифровая трансформация отраслей экономики и соцсферы — один из приоритетов. Ответственным за координацию работы назначено Минцифры.

Как сообщает "КоммерсантЪ" , среди проектов — создание автоматизированной системы сбора и анализа данных отраслей экономики и соцсферы, платформы исполнения контрольных функций, системы контроля реализации стратегических государственных задач и целей.

Также планируется создание систем автоматизированного бюджетного процесса, контроля и учета, предоставления государственных и муниципальных услуг, типового автоматизированного рабочего места госслужащего на базе «облачных» технологий ), а также единой платформы разработки государственных информационных систем.

Для каждого из семи проектов определены процентные показатели исполнения на 2022–2024 годы, но данных о показателях на 2021 год нет — хотя цифровизацией в правительстве заняты не первый год. Представитель вице-премьера Дмитрия Чернышенко, курирующего цифровизацию, объяснил это “Ъ” принципиальной новизной ряда инициатив — они не реализовывались ранее), как, например, создание системы сбора и анализа данных на основе динамической модели межотраслевого баланса. Их показатели основаны на прогнозируемом объеме достижения за 2022, 2023 и 2024 годы. Ряд же планов (как цифровизация бюджетного процесса, во многом уже реализованная Минфином — “Ъ”) претерпел изменения как в сути, так и в части показателей, «поэтому указывать значения по их прежней частичной реализации некорректно».

В пресс-службе Белого дома уточнили: сейчас цифровизация бюджета осуществляется с применением элементов ручного режима, а в стратегии «процесс будет полностью автоматизирован на всех его этапах» и «подготовка, согласование и формирование бюджета будут основываться на первичных данных из системы, создаваемой на основе динамической модели межотраслевого баланса, в которой каждая операция и каждая цифра будет подтверждена исходным первичным отраслевым документом».

Создание единой автоматизированной системы сбора и анализа данных облегчит сбор отчетности — и анализ ее в режиме реального времени, а также управление экономикой «на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса».

«Предлагается… обеспечить соотнесение в реальном времени запросов и потребностей экономических агентов в стране для снижения стоимости и повышения эффективности производства продукции, что, в свою очередь, позволит прямо повлиять на стоимость конечных товаров и таким образом повысить покупательную способность граждан»,— пояснили “Ъ” в пресс-службе Белого дома.

Ряд собеседников “Ъ” в федеральных ведомствах считают документ сырым, «крайне странным» и написанным «на перспективу», а причиной его появления полагают необходимость «закрыть поручение президента».

По их словам, «это не стратегия, скорее уж концепция и то с натяжкой», и говорят о том, что, например, система сбора и анализа данных отраслей экономики по описанию дублирует функции Росстата и его ГИС «Цифровая аналитическая платформа», а также ГАС «Управление».

Впрочем, в свете будущей миграции всех ГАС под руководством Минцифры на платформе «ГосТех» важность отдельных ГАС становится меньше, а «межотраслевые балансы» не будут центральным элементом новой системы — в ее архитектуре вообще нет центра как такового. Скорее, Минцифры, исходя из документа, будет считать центральным звеном ГАС «Управление» или ее преемника. Целью документа правительства в явной форме является консолидация госинформсистем, и она уже запущена — автоматизированные рабочие места для госслужащих будут так или иначе работать в объединенной экосистеме с использованием продуктов «ГосТеха».

Владимир Сальников, руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора ЦМАКП: "Цифровизацию госуправления можно только приветствовать, этот процесс у нас давно идет и сейчас — это некая следующая фаза. Но, на мой взгляд, здесь возможности цифровые переоцениваются, а риски и вообще сложности, которые стоят на этом пути, скорее, недооцениваются. Мне кажется, что здесь действует логика, отчасти унаследованная от ФНС, ведь у этого ведомства есть очень хороший опыт в цифровизации, повышении эффективности и т.д., но там достаточно простой объект — это денежный поток, и поэтому все понятно, автоматизация многих процессов происходит более или менее легко. Если мы видим какую-либо транзакцию, а она проходит через электронную систему, то мы автоматически ее регистрируем, и все нормально, это сделать легко. И то, что ФНС делала в последние годы, прежде всего система по корректному учету НДС и борьба со схемами ухода от НДС, это все здорово работало.

Если говорить уже об экономическом анализе, то здесь качественно другая ситуация".

"Автоматизировать процесс внесения данных и перенести это на новую экономическую деятельность, скорее всего, не получится. То есть какие-то вещи могут быть автоматизированы легко, а какие-то нет. Принятие решений должно опираться не на статистику, а на аналитику, а выстраивание системы аналитики над новыми данными — отдельная огромная сложная работа, фактически надо заново создать науку статистику только на новых данных, потому что эти новые данные со своими свойствами, особенностями, нужны свои методы обработки, формирования сводных аналитических показателей", - добавляет Сальников.

Источник: КоммерсантЪ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.