Власти поддержат российскую ИТ-отрасль послаблениями по уголовным статьям и новыми льготами
В список предложений второго пакета мер поддержки ИТ-отрасли предлагается включить освобождение ИТ-предпринимателей от уголовной ответственности при определенных обстоятельствах, открытие ИТ-бизнесу доступа к обезличенным данным государственных инфосистем, ряд новых налоговых льгот, особые условия для самозанятых программистов и разработчиков, а также дальнейшее стимулирование импортозамещения и ряд других мероприятий.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко проведет 18 марта встречу с представителями российского технологического рынка, где планируется обсуждение второго пакета мер поддержки российской ИТ-индустрии, сообщает
CNews со ссылкой на издание VTimes. Факт готовящегося обсуждения нового пакета и реализации его мероприятий изданию также подтвердили представители Чернышенко и Минцифры. По их словам, документ будет утвержден по итогам совещания.
Ранее глава Минцифры Максут Шадаев озвучил прогноз о том, что второй пакет мер поддержки российской ИТ-отрасли может быть принят до конца марта 2021 г.
Во второй пакет поддержки отечественной отрасли могут войти меры по освобождению ИТ-предпринимателей от уголовной ответственности при условии выплаты штрафов и возмещения нанесенного ими ущерба. По мнению чиновников, предлагающих такие послабления, эта мера позволит радикально – в пять раз, уменьшить число уголовных дел в отношении ИТ-предпринимателей.
В настоящее время в Уголовном кодексе предусмотрено назначение штрафа в качестве основного и дополнительного вида наказания – то есть, в том числе, вместе с лишением свободы. По мнению Гусева, есть смысл не акцентироваться именно на ИТ-компаниях, а работать над либерализацией мер пресечения по предпринимательским статьям в целом.
Во втором пакете также предлагается уточнить порядок применения мер пресечения, в том числе, заключения под стражу при рассмотрении уголовных дел.
Во второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли также может быть включена база нормативных правовых актов, которыми будет оформлен порядок создания и использования государственного репозитария персональных данных граждан, с допуском к нему разработчиков решений в области искусственного интеллекта (ИИ). В любом случае, в хранилище будут передаваться только деперсонифицированные (обезличенные) данные, подчеркивается в проекте.
В новый пакет мер поддержки могут быть включены налоговые льготы, предоставляемые ИТ-компаниям с учетом их доходов от рекламной деятельности. В рамках первого налогового маневра льготы получили только компании, не менее 90% выручки которых приходится на продажи ПО. Таким образом, под маневр не попал ряд крупных компаний, частично зарабатывающих на рекламе, в том числе, «Яндекс».
Во второй пакет также могут быть включены налоговые льготы для разработчиков игр – на это, в частности, рассчитывает Mail.ru Group, а также инвесторы, вкладывающие средства в компьютерные, мобильные и онлайн-игры.
Для ИТ-компаний также может быть введена льгота по инвестиционному налоговому вычету по расходам на софт и оборудование, представленные в российских реестрах. Льгота может затронуть инвестиции в приобретение оборудования, модернизацию и реконструкцию производства, пишет издание. При этом до 90% затрат по решению региональных властей можно будет вычесть из региональной части налога (17 п. п. из 20%), еще 10% — из федеральной.
В списке новых предложений по льготам также фигурирует идея распространить специальные инвестиционные контракты (СПИКи) на ИТ-отрасль. Сейчас этим пользуются главным образом промышленные компании для локализации производства, получая взамен налоговые льготы, гарантии неизменности законов и даже субсидии.
Для категории самозанятых, где, по данным ФА, достаточно много программистов и разработчиков, может быть повышена планка максимального дохода – с нынешнего «потолка» 2,4 млн руб. до 5 млн руб. в год.
Помимо этого, в новом пакете поддержки отрасли рассматривается вопрос введения так называемого «цифрового резидентства» для ИТ-компаний и независимых программистов, вне зависимости от места их работы или проживания.
Пока что детали этой инициативы неясны, однако по словам Рустама Вахитова, партнера «Кроу экспертиза», механизм «цифрового резидентства» в Эстонии, например, позволяет компании или частному лицу открывать в стране компании, банковские счета, заключать сделки в качестве местной компании даже не приезжая в Эстонию. Впрочем, жесткие правила закона против отмывания денег вынуждают банки отказываться от работы с такими резидентами.
Речь также может идти о налоговом резидентстве, однако и здесь могут начаться сложности в случае, если сразу две страны будут считать человека своим резидентом, отметил Вахитов.
К уже действующим правовым директивам, предписывающим госкомпаниям иметь точные планы перехода на российский софт и регулировать его доли по каждому типу ПО, в рамках нового пакета предложений планируется добавить запрет на покупку и продление техподдержки иностранного ПО и оборудования при наличии аналогов в реестрах отечественного софта или радиоэлектроники.
В плане это ограничение помечено для «отдельных видов юридических лиц», но без уточнения каких именно.
В новый пакет предлагается включить отказ от инвестиций из госбюджета в строительство инфраструктуры дата-центров без «надлежащих оснований», при этом планируется формировать условия для размещения государственных информационных систем (ГИС) в коммерческих дата-центрах.
Помимо использования коммерческих ЦОДов, для ведомств также предлагается сделать обязательным преимущественное использование российских облачных сервисов, пишет «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники в аппарате вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
Операторам коммерческих ЦОДов с ГИС предлагается выделять землю под строительство без торгов и по кадастровой стоимости, а также упростить подключение к энергетическим сетям. Необходимые нормативные акты, по данным «Коммерсанта», планируется разработать к сентябрю 2021 г.
Реализация этих мер стимулирует развитие отечественных технологий и сократит непрофильные расходы бюджета, заявили изданию в аппарате Дмитрия Чернышенко. Отказа от инфраструктуры существующих государственных ЦОДов не планируется.
Переход ГИС в коммерческие дата-центры нужен для оптимизации затрат, повышения доступности и безопасности информации, поскольку часть действующей инфраструктуры разных ГИС по этим параметрам уступает коммерческому предложению, считают опрошенные VTimes эксперты. По их мнению, на миграцию ГИС, скорее всего, рассчитывает «РТК-ЦОД» – структура «Ростелекома», принимающая участие в соответствующих госэкспериментах.
По мнению Павла Каплунова, вице-президента «Ростелекома» по облачным сервисам, крупные сети ЦОДов смогут обеспечить единый гарантированный уровень обслуживания. По его мнению, наличие отдельного ЦОДа у каждого органа власти с собственными правилами работы не способствует достижению общего стандарта.
В марте 2021 г. CNews сообщил о том, что Правительство России выбрало первые семь ИТ-проектов, разработчикам которых может быть предоставлен особый правовой режим цифровых инноваций. Два из них развивает МТС, еще один – «Яндекс», остальные четыре подготовлены НКО «Ассоциация больших данных», компанией «Дата матрикс», Фондом перспективных исследований и «Национальной базой медицинских знаний».
Предоставление ИТ-компаниям особого правового режима может быть закреплено в действующем российском законодательстве, для чего Правительство подготовило законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"», который был внесен на рассмотрение в Госдуму 15 марта 2021 г.
Согласно тексту документа, он вносит ряд поправок в действующие законы о связи и безопасности дорожного движения, о страховании и о техосмотре. Изменения также коснутся затронут законы о персональных данных, об охране здоровья граждан и
В марте 2021 г. CNews также рассказал о предложении Минцифры по включению во второй пакет поддержки отрасли запрета на уровне федерального закона для трудовой и пожарной инспекций, ФСС и других надзорных органов на плановые и неплановые проверки ИТ-компаний.
В случае одобрения Правительством идеи Минцифры по вынесению ИТ-отрасли за рамки внимания ряда проверочных ведомств, соответствующий законопроект может быть подготовлен за несколько месяцев и принят уже к осени 2021 г.
Подготовка второго пакета мер по стимулированию развития российской ИТ-отрасли стартовала фактически сразу же после запуска первого пакета, который Минцифры сформировало еще в апреле 2020 г. В него вошли предложения, сформулированные с участием ассоциаций «Отечественный софт», «Руссофт», АПКИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий) и крупнейших компаний отрасли.
Источник: CNews
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.