Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Платформа «АВТОДАТА»: позиция АЕБ

21 января 2021

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) выступила с открытым письмом  по поводу проекта  Федерального  закона  «О  государственной  информационной  системе «Платформа «Автодата»» и иных нормативно-правовых инициатив, направленных на создание государственной системы сбора данных с транспортных средств.

В октябре 2019 года в России был официально запущен проект национальной сервисной телематической платформы  «Автодата», целью  которого  является  сбор  и  коммерциализация  автомобильных  данных.  Для реализации  платформы  создан  межотраслевой  консорциум  «Автодата.Рус». Как  заявляли  представители автопроизводителей на ежегодной пресс-конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в январе этого года, данный вопрос является крайне важным для автомобильной отрасли в целом. 

Компании–члены Комитета автопроизводителей и Комитета коммерческого транспорта проанализировали положения указанного законопроекта и отмечают, что он не содержит положений, регулирующих состав данных, порядок передачи, цели обработки информации и порядок предоставления доступа к ней. В этой связи составить корректное представление о предлагаемом регулировании и его реализации проблематично, поскольку именно указанные аспекты определяют возможность оценки соответствия выпускаемой продукции рассматриваемымтребованиям. При этом необходимо обратить внимание на следующее:

Вопросы предмета регулирования
  • По  мнению  автопроизводителей,  законопроект  должен четко  закрепить  цель  и  сферы  дальнейшего использования информации и однозначно определить исчерпывающий перечень данных для достижения поставленных целей.
  • Многие ключевые термины и определения не конкретизированы или отсутствуют, что создает риски последующей свободной интерпретации и отсутствия единообразного подхода на уровне подзаконных актов.  Это  особенно  актуально  в  отношении  определения  «обязательных  наборов  данных»,  список которых  устанавливается  и  может  быть  расширен  без  согласия  автопроизводителейи  оценки  их возможностей по предоставлениютакихданных.
  • В законопроекте не дается ответ, будут ли требования распространяться на транспортные средства, уже находящиеся  в  производстве,  либо  только  на  новые  автомобили,  выпускаемые  на  рынок,  а  также транспортные средства, ввозимые на территорию РФ физическими лицами, или ранее выпущенные в обращение.
  • Отсутствие четкого понимания деталей регулирования (перечень данных, частота и протоколы передачи данных и др.) не позволяет оценить как возможные технические решения и необходимый объем затрат на  приобретение  и  установку  специализированного  оборудования  и  программного  обеспечения, операционную поддержку системы в автомобиле, оплату трафика припередачеданных, так и источник финансирования  инвестиций  в  инфраструктуру  сбора  данных  с  транспортных  средств,  что  в  свою очередь создает риски существенного удорожания транспортных средств или их вывод с рынка России.
  • По  мнению  автопроизводителей,  законопроект  должен  четко  описать  и  разграничить  вопросы, связанные с затратами на создание, обслуживание и техническую поддержку инфраструктуры сбора данных.

Вопросы, связанные с коммерциализацией данных
  • Полагаем, что важно найти разумный баланс между государственным и коммерческим использованием данных, между передачей данных на обязательной и коммерческой основе. При несоблюдении баланса автопроизводители потеряют мотивацию к обеспечению высокой степени подключенности автомобилей, а предлагаемая концепция не позволит создать рынок автомобильных данных, на котором возникнетздоровая конкуренция по качеству данных, их составу, объемам и стоимости.
Вопросы, связанные с персональными данными, конфиденциальностью и кибербезопасностью
  • Поскольку  перечень  передаваемых  данных  и  инфраструктура  проекта  четко  не  определены, законопроект по сути оставляет неурегулированным вопрос о соблюдении законодательства России и ЕАЭС о защите персональных данных, в том числе об условиях их хранения и передачи, необходимости получения согласия на их предоставление. На этапе разработки необходимо четко установить правила по  обезличиванию  передаваемых  данных  и  степень  их  защиты.  Планы  по  использованию  данных внешними  провайдерами,  которым  данные  будут  передаваться  без  санкции  владельца,  вызывают обеспокоенность и влекут риски несоблюдения действующего законодательства участниками процесса.
  • Технические  решения  для  сбора  данных  должны  соответствовать  требованиям  кибербезопасности, исключая, например, неавторизированное подключение к устройствам сбора данных в автомобиле.
На  текущий  момент  проект  федерального  закона  не  принят.  Вместе  с  тем, уже  были  принятыГОСТы, регулирующиетехнические аспекты работы с автомобильными данными. АЕБ полагает, что подобный подход – создание  технических  стандартов  в  отсутствие  принятого  федерального  регулирования  с  четким целеполаганием и ясными принципами работы в области сбора и обработки автомобильных данных – несет риски для развития цифровизации автомобильного транспорта в России.

АЕБ выступает за публичный диалог с разработчиками проекта «Автодата» с участием представителей профильных ведомств, результатом которого должно стать согласованное видение отрасли и государства в отношении целей и задач, ключевых принципов работы с автомобильными данными, которые могли бы лечь в основу соответствующего федерального закона и сопутствующего регулирования. Члены Ассоциации убеждены, что вопросы регулирования носят, безусловно, важный характер для автомобильной отрасли не только в России, но и в других странах, при этом,при разработке данного регулирования необходимо учитывать интересы всех участников, дабы была создана устойчивая регуляторная среда, способствующая как созданию новых услуг, так и защите прав и интересов граждан и государства
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен