Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Все новости | ![]() |
Новости отрасли | ![]() |
![]() |
Платформа «АВТОДАТА»: позиция АЕБ
21 января 2021 |
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) выступила с открытым письмом по поводу проекта Федерального закона «О государственной информационной системе «Платформа «Автодата»» и иных нормативно-правовых инициатив, направленных на создание государственной системы сбора данных с транспортных средств.
В октябре 2019 года в России был официально запущен проект национальной сервисной телематической платформы «Автодата», целью которого является сбор и коммерциализация автомобильных данных. Для реализации платформы создан межотраслевой консорциум «Автодата.Рус». Как заявляли представители автопроизводителей на ежегодной пресс-конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в январе этого года, данный вопрос является крайне важным для автомобильной отрасли в целом.Компании–члены Комитета автопроизводителей и Комитета коммерческого транспорта проанализировали положения указанного законопроекта и отмечают, что он не содержит положений, регулирующих состав данных, порядок передачи, цели обработки информации и порядок предоставления доступа к ней. В этой связи составить корректное представление о предлагаемом регулировании и его реализации проблематично, поскольку именно указанные аспекты определяют возможность оценки соответствия выпускаемой продукции рассматриваемымтребованиям. При этом необходимо обратить внимание на следующее:
Вопросы предмета регулирования
- По мнению автопроизводителей, законопроект должен четко закрепить цель и сферы дальнейшего использования информации и однозначно определить исчерпывающий перечень данных для достижения поставленных целей.
- Многие ключевые термины и определения не конкретизированы или отсутствуют, что создает риски последующей свободной интерпретации и отсутствия единообразного подхода на уровне подзаконных актов. Это особенно актуально в отношении определения «обязательных наборов данных», список которых устанавливается и может быть расширен без согласия автопроизводителейи оценки их возможностей по предоставлениютакихданных.
- В законопроекте не дается ответ, будут ли требования распространяться на транспортные средства, уже находящиеся в производстве, либо только на новые автомобили, выпускаемые на рынок, а также транспортные средства, ввозимые на территорию РФ физическими лицами, или ранее выпущенные в обращение.
- Отсутствие четкого понимания деталей регулирования (перечень данных, частота и протоколы передачи данных и др.) не позволяет оценить как возможные технические решения и необходимый объем затрат на приобретение и установку специализированного оборудования и программного обеспечения, операционную поддержку системы в автомобиле, оплату трафика припередачеданных, так и источник финансирования инвестиций в инфраструктуру сбора данных с транспортных средств, что в свою очередь создает риски существенного удорожания транспортных средств или их вывод с рынка России.
- По мнению автопроизводителей, законопроект должен четко описать и разграничить вопросы, связанные с затратами на создание, обслуживание и техническую поддержку инфраструктуры сбора данных.
Вопросы, связанные с коммерциализацией данных
- Полагаем, что важно найти разумный баланс между государственным и коммерческим использованием данных, между передачей данных на обязательной и коммерческой основе. При несоблюдении баланса автопроизводители потеряют мотивацию к обеспечению высокой степени подключенности автомобилей, а предлагаемая концепция не позволит создать рынок автомобильных данных, на котором возникнетздоровая конкуренция по качеству данных, их составу, объемам и стоимости.
Вопросы, связанные с персональными данными, конфиденциальностью и кибербезопасностью
- Поскольку перечень передаваемых данных и инфраструктура проекта четко не определены, законопроект по сути оставляет неурегулированным вопрос о соблюдении законодательства России и ЕАЭС о защите персональных данных, в том числе об условиях их хранения и передачи, необходимости получения согласия на их предоставление. На этапе разработки необходимо четко установить правила по обезличиванию передаваемых данных и степень их защиты. Планы по использованию данных внешними провайдерами, которым данные будут передаваться без санкции владельца, вызывают обеспокоенность и влекут риски несоблюдения действующего законодательства участниками процесса.
- Технические решения для сбора данных должны соответствовать требованиям кибербезопасности, исключая, например, неавторизированное подключение к устройствам сбора данных в автомобиле.
АЕБ выступает за публичный диалог с разработчиками проекта «Автодата» с участием представителей профильных ведомств, результатом которого должно стать согласованное видение отрасли и государства в отношении целей и задач, ключевых принципов работы с автомобильными данными, которые могли бы лечь в основу соответствующего федерального закона и сопутствующего регулирования. Члены Ассоциации убеждены, что вопросы регулирования носят, безусловно, важный характер для автомобильной отрасли не только в России, но и в других странах, при этом,при разработке данного регулирования необходимо учитывать интересы всех участников, дабы была создана устойчивая регуляторная среда, способствующая как созданию новых услуг, так и защите прав и интересов граждан и государства
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.