Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Гузель КУЛИКОВА | 23 января 2018 |
От восторга до ужаса
Квантовый компьютинг, искусственный интеллект и блокчейн -- вот те технологии, которые окажут ключевое влияние на российскую экономику в ближайшие годы.
Таково мнение экспертов панельной дискуссии «Бизнес и государство: модели
партнерства в цифровую эпоху», прошедшей в рамках Гайдаровского форума.
Новые технологии и криптовалюты -- в центре внимания российских чиновников, бизнесменов и политиков самых разных уровней. Отношения с блокчейном, искусственным интеллектом здесь складываются непростые: одни ими «болеют», другие боятся и не понимают сути происходящих изменений.
С точки зрения председателя правления Сбербанка Германа Грефа, линейность и экспоненциальность -- ключевое противоречие нынешней ситуации. Именно поэтому нам так сложно и дискомфортно. «Тот, кто находится в этом тренде, говорит: «Как интересно! Я хочу знать, что будет дальше. Давайте двигаться быстрее»», -- считает топ-менеджер. Однако если вы продолжаете двигаться по линейной траектории, то происходящие изменения у вас «вызывают ужас».
По его версии, сегодня побеждают те, кто умеет приоритизировать и концентрировать усилия. Ключевое качество менеджера и компании -- сотрудничество: умение слышать клиента, конкурента, партнера, тех людей, которые ломают тренды. Герман Греф убежден, необходимы перемены: «Если мы сегодня обсуждаем коллаборацию между государством и бизнесом, это перестройка модели управления». Он призывает вовремя реагировать на изменения, которые происходят, с тем, чтобы «не застыть и не оказаться отброшенными на обочину».
В свою очередь, министр экономического развития РФ Максим Орешкин выделяет три технологии, которые повлияют на российскую экономику в ближайшие годы: это удаленная идентификация, искусственный интеллект и платформенные решения.
«Первая история -- удаленная идентификация. Технология, которая будет менять и банковскую сферу, и сферу госуслуг. Она сделает взаимоотношения между контрагентами, особенно с участием физических лиц, гораздо более комфортными и эффективными», -- считает министр. Напомним, что в конце 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий с помощью биометрических данных осуществлять удаленную идентификацию потенциальных клиентов банков. Идентификация будет осуществляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и подтверждением биометрических данных в единой биометрической системе (ЕБС).
По словам Максима Орешкина, вторая ключевая технология -- автоматизация и искусственный интеллект: «Если посмотреть на структуру занятости в России и на то, как у нас выстроены различные бизнес-процессы, в том числе на государственном уровне, мы увидим, что здесь очень много этапов, лишних действий. Внедрение технологий автоматизации и искусственного интеллекта поможет сделать эти процессы эффективными и менее затратными для общества».
С его точки зрения, третья технология, которая окажет сильное влияние на экономику, -- платформенные решения для электронной торговли и логистики. «Это может серьезно сократить разрыв между конкретным производителем и потребителем товаров в нашей стране и за ее пределами», -- убежден министр. «Мы хорошо видим, какое действие на экономику Китая оказала компания Alibaba, которая сделала доступным большое количество товаров по всему миру», -- отметил глава МЭР.
В фокусе генерального директора ассоциации «Финтех» Сергея Солонина три технологии будущего: блокчейн, квантовый компьютинг, искусственный интеллект.
«Блокчейн мы воспринимаем как технологию, которая позволит универсально и надежно хранить огромные массивы информации о том, что мы делаем, что делают компании. Это такая распределенная глобальная и универсальная база знаний и данных», -- отметил эксперт. По его словам, комбинация блокчейна, квантового компьютинга, искусственного интеллекта даст возможность выйти на новый уровень экспериментирования, когда ИИ, используя накопленные данные, сможет с огромной скоростью проводить эксперименты в виртуальной среде.
Оценка ситуации главы экспертной практики по работе с государственным сектором в России BCG Константина Полунина вернула меня, размечтавшуюся о цифровой экономике, в российские реалии. Он отметил, что мы наблюдаем «затишье перед бурей».
«На счетах четырех крупнейших интернет-гигантов лежит $500 млрд, а на счетах всех богатейших людей -- $80 трлн. Все эти деньги паркуются и ждут новых возможностей. Вопрос, куда и когда они пойдут и кто откроет этот поток за счет регулирования технологий», -- обратил внимание эксперт.
Рассматриваемые тренды лежат на самом деле на поверхности. В качестве примера Константин Полунин привел метрологию, напомнив, что за последние годы определение координат по наблюдениям спутников навигационных систем получило широчайшее распространение. В результате появились принципиально новые бизнес-модели, позволяющие в том числе делать страховку, управлять транспортом. «Китай инвестирует $500 млрд в год в метрологию. Россия -- $11 млн в год. Я думаю, нам есть о чем задуматься для того, чтобы формировать и создавать стандарты в таких отраслях», -- резюмировал Константин Полунин.
Новые технологические решения требуют достаточно серьезного капитала. Однако согласно данным Всемирного банка, всего лишь 10% российских компаний говорят о том, что инновации играют значительную роль в бизнесе – против 30-40% компаний стран Организации экономического сотрудничества и
развития.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.