Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Гузель КУЛИКОВА | 28 ноября 2017 |
Вкалывают роботы, а не человек?
О том, почему люди относятся к антропоморфным роботам, как к малым детям, рассказали эксперты Robotics Expo Conference.
Эффект «зловещей долины»
Роботы проникают в сферу обслуживания, машиностроение, медицину, решают сложные аналитические и творческие задачи. Однако рынок робототехники России пока находится на ранней стадии развития, так что у активных игроков очень большие возможности.
В частности, российская компания Promobot по производству сервисных роботов демонстрирует ежегодный рост в 200%. Об этом в ходе конференции на выставке Robotics Expo заявил ее основатель и директор по развитию Олег Кивокурцев.
Напомню, что в феврале этого года пермские разработчики подписали контракт со стамбульской компанией Luxra TR. Он подразумевает открытие представительства в Турции и поставку в Стамбул 40 сервисных роботов модели Promobot в течение ближайших двух лет.
Роботы этой компании также были приобретены сетью супермаркетов «Лента». Promobot способен автономно передвигаться по залам, общаться с покупателями, знакомить их с акциями и новостями сети. Он распознает и запоминает лица посетителей, а при следующей встрече приветствуют «знакомых» по имени.
«У человека, который входит в магазин, банк, и видит роботов, возникает «вау-эффект». На этой выставке, там, где демонстрируются возможности антропоморфных роботов, большое скопление людей. Они фотографируются с роботами, снимают их на видео», – поделился своими наблюдениями Олег Кивокурцев. Такие разработки – эффективное средство для привлечения покупателей. Они увеличивают трафик, анализируют проходимость, в соответствии с полученными данными можно рассчитывать, например, стоимость аренды в торговых и бизнес-центрах.
Вместе с тем сервисные роботы способны увеличить финансовые показатели компаний, качество сервиса и лояльность клиентов. В ходе проведенного исследования аналитики отметили интересную тенденцию: люди, общающиеся с роботами, пытаются им угодить. Если промоутеров, которые раздают листовки, мы зачастую игнорируем, то роботы с рекламными буклетами пробуждают в нас такие же чувства, как маленькие дети или младшие братья и сестры. По словам, представителя компании, мы стараемся им помочь. На просьбы антропоморфных разработок мы в 90 процентах случаев реагируем положительно: подходим и забираем у них рекламные листовки.
В Promobot решили разобраться в этом эффекте, потому что это важно с точки зрения монетизации компаний, в которых используются роботы.
Оказалось, что промышленные роботы не воспринимаются людьми как нечто живое. «Железяка и железяка! Но как только у робота появляются абстрактные черты человека, он начинает все больше и больше располагать к себе людей. Посетители благосклонны к роботам, которые умеют говорить, двигать головой, руками», – рассказал эксперт. Однако доверие к роботу растет до тех пор, пока его не пытаются, например, обтянуть кожей. С этого момента движения машины воспринимаются человеком болезненно, ассоциируются с таким популярным персонажем современной массовой культуры, как зомби. Чтобы вновь завоевать доверие и симпатии, необходимо создать киборга, неотличимого от человека. Это явление зовется эффектом «зловещей долины».
Подводя итоги, Олег Кивокурцев обратил внимание на клиентоориентированность Promobot: их лингвистические базы и речевые модули создаются таким образом, чтобы вызывать у людей положительные эмоции. Роботы активно используются как инструмент аналитики: ведут подсчет посетителей за определенный период времени, распознают пол, возраст, настроение клиентов, вопросы, которые чаще всего задают покупатели. Преимущества применения роботов в магазинах розничной торговли, а именно в ритейле самая большая текучка линейного персонала, очевидны: машинам не нужен отпуск, они всегда в хорошем настроении, никогда не опаздывают и не болеют.
Будущее за коллаборативным роботом
По подсчетам Александра Климчика, руководителя центра развития робототехники университета Иннополис, в среднем в год россияне работают 1760 часов, а роботы способны без сна и отдыха, например, на любом крупном заводе круглосуточно трудиться более 8760 часов в год. Монотонные операции утомляют человека, производительность труда падает, а машины делают такую работу без потери качества и скорости.
Однако есть ситуации, с которыми роботам пока не под силу справиться. Например, если на конвейер поступили нестандартные заготовки. Человек быстро найдет решение такой задачи, а вот для робота непредвиденные моменты в работе критичны. Машина не способна справиться и с деликатными проблемами, тогда как рабочий может определить и устранить неполадку, выполнить сложные манипуляции.
«Коллаборативная робототехника – это желание объединить преимущества человека и робота для выполнения новых, гибких задач в едином пространстве», – пояснил Александр Климчик. Пока промышленные роботы не могут работать рядом с человеком, потому как скорости, с которыми они двигаются, составляют порядка 100 градусов в секунду, это опасно для жизни людей. Поэтому промышленные роботы часто работают в клетках.
Однако взаимодействие робота с человеком невозможно избежать. Коллаборативные промышленные роботы – актуальный тренд. «Мы сейчас на стадии зарождения новой тенденции», – убежден специалист. Одна из главных задач – разработка сценариев реагирования на контакт с человеком. Здесь необходимы персональные решения.
«Мы реализовали алгоритм определения внешнего воздействия, т.е. его классификации. Мы распознаем, человек это, другой робот или какое-то препятствие в рабочем пространстве, где оно возникло. В зависимости от этого различные алгоритмы реагирования», – объяснил Александр Климчик. Разрабатываются сценарии в зависимости от места контакта, амплитуды и продолжительности приложенной силы.
Такие решения в будущем могут применять в медицине, когда происходит взаимодействие техники с тканями человека. Это позволит оптимизировать траекторию робота в неизвестной среде. Концепция может быть использована в создании автономных промышленных роботов, которые способы компенсировать неизвестную внешнюю силу от технологического процесса, во взаимодействии робота и человека для определения контакта и выбора соответствующего алгоритма управления. Стоит отметить, что сегодня производительность коллаборативных машин изначально ниже, чем классических промышленных роботов, а стоимость выше за счёт дополнительной сенсорики и более дорогого ПО.
Евгений Дудоров, технический директор компании «Андроидная техника», рассказал о таком актуальном аспекте, как роботизация восстановительной медицины. Все знают, что инсульт чаще всего поражает людей преклонного возраста, но сегодня нередки случаи, когда он диагностируется в молодом возрасте. В России случается примерно 800 тыс. инсультов в год, 80% больных после прохождения стандартной реабилитации не в состоянии обслуживать себя в быту и требуют постоянного ухода.
В сотрудничестве с РНИМУ им. Н.И. Пирогова и Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН был разработан экзоскелет кисти руки.
«Он необходим для того, чтобы восстановить двигательную функцию кисти после инсульта», – разъяснил специалист. Управление данным экзоскелетным комплексом осуществляется за счет обработки сигналов головного мозга, получаемых методом электроэнцефалограммы (ЭЭГ). На голову надевается шапочка ЭЭГ, на руке в зависимости от диагноза фиксируют экзоскелетное устройство. Сущность реабилитационного процесса заключается в ассистировании экзоскелетом функционала воображаемого движения. Присоединенная аппаратура снимает энцефалограмму, и экзоскелету, установленному на руке, передаются электрические импульсы. Восстановление идет за счет мозга. По зрительному каналу человек получает сигнал, что он не просто пожелал, а смог выполнить задуманное движение. «Это устройство прошло клинические испытания и проходит сертификацию», – подчеркнул Евгений Дудоров.
Одно из ведущих направлений в работе компании – космос. Именно здесь сосредоточена наибольшая концентрация опасных для здоровья человека факторов. Ученые со всего мира работают над созданием универсального робота-астронавта, который смог бы заменить человека в условиях космоса и выполнять всю опасную работу вместо него.
«Каждый полет космонавта – это от двух до четырех млн долларов, каждый выход человека в космос примерно такая сумма, гораздо разумнее поместить в корабль робота, который будет находиться там долгое время и выполнять те же эксперименты, которые выполняет космонавт, но оператор будет находиться на Земле», – констатировал специалист.
Сейчас компания «Андроидная техника» работает над проектом антропоморфного комплекса для первого полета перспективного корабля «Федерация». Он предназначен для доставки людей и грузов на околоземную орбиту, а также к Луне.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.