Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Гузель КУЛИКОВА | 09 октября 2017 |
И снова MVNO?
Эксперты считают, необходимо снять определенные блок-факторы, чтобы поддержать новые импульсы развития на рынке MVNO в России.
Виртуальные операторы – это пираньи
В начале лета «дочка» РЖД – компания «ТрансТелеКом» (ТТК) объявила о запуске MVNO под брендом TTK Mobile. Новый виртуальный оператор сотовой связи работает на базе сети радиодоступа и инфраструктуры Tele2. На первом этапе услуги ТТК Mobile стали доступны жителям Ростовской области и Краснодарского края. Как сообщил вице-президент ТТК по работе с массовым сегментом Алексей Назаров на конференции «Инновации для телекома: вызовы цифровой экономики», на текущий момент стратегический вектор бизнеса компании направлен на основные цифровые сервисы, которые за короткий период уже были запущены в коммерческую эксплуатацию.
В рамках проекта MVNO компания реализует свои планы по монетизации собственных абонентской базы и инфраструктуры. В России рынок MVNO пока находится на неком «пике ожиданий». Существует ряд причин, по которым на этом этапе мы можем и остаться, предупредил эксперт. «В Европе виртуальных операторов более 500, все успешные игроки – дискаунтеры. У нас в России цена пакета мобильных услуг чуть дороже стоимости чашки кофе: средний чек примерно 300–350 рублей – такую сумму люди в месяц тратят на связь. Работать здесь и быть дискаунтером, наверное невозможно, тарифы находятся в нижней точке своего предела», – рассказал Алексей Назаров. Другой фактор – регуляторика. По его словам, за последние 10 лет она сильно изменилась: надзорные органы понимают, что такое MVNO, деятельность компаний лицензируется. «Но главное причина в том, что операторы большой тройки боятся маленьких игроков, которые придут к ним на сеть и обеспечат каннибализацию. Они в нас видят пираний, которые едят большого кита. Опасаются того, что абонентская база в десятки миллионов, которая была создана за многие годы, быстро перетечет под крыло того или иного оператора MVNO. Это убивает все инициативы и стратегии», – заявил вице-президент ТТК. В России запущено 20 проектов MVNO и по мнению Алексея Назарова назрела необходимость создания ассоциации, которая будет защищать их интересы.
Известно, крупных мобильных операторов упрекают в том, что они мало чем отличаются друг от друга, разница лишь в рекламных компаниях. Наряду с этим, как подчеркнул Алексей Назаров, операторы MVNO разрабатывают кейсы, которые подстегнут дальнейшее развитие отрасли.
«Интерес к MVNO отмечается со стороны Сбербанка, РЖД, Газпрома, и мы понимаем, что ни один оператор не сможет удовлетворить потребности таких игроков. Глобальным компаниям требуется связь там, где тот или иной оператор может не иметь своих базовых станций. Мы стоим на пороге такой истории, когда у виртуального оператора сим-карта будет работать сразу с несколькими крупными операторами мобильной связи. Мой основной тезис в том, что необходимо снять определенные блок-факторы, чтобы проекты MVNO получила серьезный толчок к развитию», – подчеркнул Алексей Назаров.
MVNO – ничего нового?
Иная точка зрения у Максима Гарусева, директора департамента маркетинга МГТС. Он считает, что клиенты MVNO ничего принципиально нового, если сравнивать с базовыми пакетами услуг крупных мобильных операторов, не получают. Единственное преимущество – возможность снижения цен на услуги при определенных условиях. Предложения операторов сотовой связи доступны большинству россиян по вполне разумным ценам. Это является органическим барьером для роста проектов MVNO. Развиваться данные модели могут только в определенных нишах, при определенных экономических условиях. «Мы не стали сильно умничать. Просто рассказали людям, что при определенных условиях предоставим достаточно вкусные скидки», – отметил Максим Гарусев. В ответ МГТС ждет от абонентов лояльности. Кейс построен не столько на ARPU, сколько на проценте оттока. По его мнению, эффекты, которые следует за пакетной продажей, это достаточно высокое ARPU и хороший, как показала статистика, процент оттока.
В России 2G далеко не везде есть
Модель MVNO в компании «Транснефть Телеком»используется в качестве инструмента для сокращения затрат и повышения эффективности. Известно, что в состав корпорации ПАО «Транснефть» входит более 80 компаний. Здесь предприятия самостоятельно выбирают сотового оператора. В каждом в конкретном случае дочерние компании договариваются об определенной модели тарификации, скидках и прочих вещах. Первый инструмент который мы применили для достижения операционной эффективности в части затрат на сотовую связь, это переход на систему "супер лайт" MVNO, когда используется агентская схема.
«Мы взяли на себя центр компетенций: со всеми четырьмя крупными операторами заключили агентские соглашения. Теперь все дочки «Транснефти» работают через нас», – сообщил начальник управления по техническому развитию «Транснефть Телеком» Олег Свирский. Это позволило централизовано договориться с операторами об определенных правилах тарификации, получить хорошие пакеты и скидки. В целом за три года такой деятельности было достигнуто 30%-ное сокращение затрат «Транснефти» на мобильную сотовую связь.
Сегодня специалисты «Транснефть Телекома» в поисках новых источников снижения затрат. Рассматриваются сценарии бизнес-кейсов по разным схемам: каждый имеет свои достоинства и недостатки. «Сотовая связь, которая предоставляется большой четверкой на объекты «Транснефти» – это различные пункты, где работает одновременно более 20-30 человек. Вместе с тем это десятки тысяч километров, которые процентов на 70 вообще не покрыты сотовой связью. Мы сегодня обсуждаем перспективы 5G, так вот моя ремарка: у нас еще и 2G не везде есть», – подчеркнул представитель «Транснефть Телекома». На данный момент в компании открыты к идеям, новациям в части обеспечения как раз линейных радиопокрытий вдоль нефтепроводов.
Олег Свирский напомнил, что стандартные средства профессиональной радиосвязи такие как TETRA, сегодня эволюционируют к стандарту lte push to talk. Соответствующие технологии разрабатываются и апробируются в компании. «На территории московского нефтепродуктового кольца мы развернули опытную зону совместно с одним из операторов связи. Тестируются возможности сервиса lte push to talk, который должен заменить традиционную радиосвязь», – отметил эксперт. Сервис lte push to talk поможет обеспечить конференцию бригаде из 50 человек, в тех случаях, когда люди должны одновременно слышать команду руководителя и выполнять поставленные им задачи. Реализация платформы lte push to talk также сократит затраты, связанные с содержанием радиоинфрастуктуры.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.