Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Российским интернет-компаниям будет сложнее работать в Евросоюзе
18 августа 2017 |
Требования «закона Яровой» по хранению пользовательских данных, вступающие в силу летом 2018 года, становятся яснее. При этом, как выясняется, новые обязательства по хранению данных грозят головной болью сервисам, работающим также в Евросоюзе.
Подписанный Владимиром Путиным почти год назад пакет законов (ФЗ №374 и №375 от 6 июля 2016 года), более известный как «закон Яровой» (по имени одного из авторов, депутата Ирины Яровой), существенно расширил права властей по сбору и хранению пользовательских данных. Если сейчас операторы связи в интересах спецслужб хранят трафик за последние 12 часов, то с 1 июля 2018 года интернет-компании будут обязаны хранить информацию о фактах приема и передачи данных не менее одного года, а операторы связи — три года. Содержание сообщений пользователей, включая текст, голос и видео, компании должны будут хранить до шести месяцев.
На прошлой неделе Минкомсвязь уточнила, какие данные о своих пользователях будут хранить интернет-компании и мессенджеры в РФ. В перечень входят данные, внесенные самим пользователем: псевдоним, дата рождения, адрес, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, языки, которыми он владеет, список его родственников, текст сообщений, аудио- и видеозаписи, адрес электронной почты. Компаниям также придется собирать информацию о дате, времени авторизации пользователя и его выходе из сервиса и наименовании программы-клиента, следует из проекта приказа Минкомсвязи. По оценке операторов связи, объем данных, подлежащих хранению по «закону Яровой», достигает 157,5 эксабайта.
Авторы антитеррористического пакета заявляли, что опираются на международный опыт. Действительно, с 2001 года по всему миру почти каждая резонансная террористическая атака становилась поводом для изменения в регулировании в интернете, связанном со сбором и хранением данных пользователей сети и телеком-услуг, отмечают эксперты Института исследований интернета (ИИИ).
По данным ИИИ, в большинстве стран обязательными являются внесудебные меры по хранению метаданных (информации о фактах соединения и пользователях). Доступ к содержанию сообщений возможен только на основании судебного решения, а доступ к метаданным — в рамках расследований. Либо допускается хранение личных данных в рамках конкретного расследования или операции. К таким странам относятся Австралия, США, Великобритания и ряд стран Евросоюза (ЕС) за исключением Нидерландов, где требования по хранению отсутствуют, а принятие нового закона отложено до формирования следующего правительства.
Финансирование деятельности по сбору и хранению данных носит в большинстве случаев смешанный характер. Существенная часть затрат операторов связи компенсируется через систему госгрантов. К примеру, в Австралии минимальный размер гранта составляет $10 тыс., а максимальный — 80% от оценочной суммы расходов провайдера услуг.
При этом защита персональных данных имеет в некоторых государствах приоритет перед требованиями о хранении. В частности, в ЕС в мае 2018 года начнет действовать регламент «О защите физлиц при обработке персональных данных и свободном обращении таких данных». Он устанавливает избирательное хранение данных пользователей только для целей обеспечения национальной безопасности. Такие требования устанавливаются «в отношении обработки персональных данных субъектов данных, находящихся в ЕС», отмечают в ИИИ.
В ИИИ предполагают, что требования регламента могут распространяться в том числе на российских операторов связи и интернет-компании и сервисы, оказывающие услуги связи в роуминге или работающие на территории ЕС. С этим соглашаются опрошенные “Ъ” юристы.
Как пояснил исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов, из ст. 3 регламента следует, что он обязателен к применению российской стороной исключительно в случаях «предоставления товаров и услуг или при мониторинге действий субъекта на территории ЕС». «Речь идет об активных действиях российских компаний, направленных на привлечение клиентов в ЕС»,— уточняет управляющий партнер O2 Consulting Ольга Сорокина. Европейский суд указал, что направленность на привлечение клиентов в ЕС может подтверждаться природой деятельности компании (например, туристические услуги), а также прямой или косвенной маркетинговой стратегией, пояснила она.
Применение регламента не распространяется на обработку персональных данных, если она связана, например, с обеспечением национальной безопасности. Так, ст. 23 регламента разрешает ограничивать права субъекта обработки персональных данных, если это вызвано интересами национальной безопасности страны—места учреждения регулируемого лица. Но для компаний, не входящих в ЕС, такого исключения не предусмотрено. «Этот дисбаланс также создает проблемы для российских компаний, которые не смогут апеллировать к требованиям российского законодательства по обеспечению нацбезопасности и противодействия терроризму»,— подчеркнула госпожа Сорокина.
Если интернет-сервисы функционируют на базе единой организационно-юридической структуры и в ЕС, и в России, то они потенциально могут подпадать одновременно и под регулирование регламента ЕС, и под действие «пакета Яровой», считает Ольга Сорокина. Согласно регламенту ЕС, компании, которые нарушают установленные требования, могут подвергаться штрафам в размере до €20 млн или до 4% от годовой глобальной выручки, напоминает господин Куликов.
В реестре организаторов распространения информации, подпадающих под «закон Яровой», находятся российские интернет-компании, мессенджеры, соцсети, почтовые и поисковые сервисы, которые действуют и в ЕС. Кроме того, ООО «Яндекс» на 100% владеет голландская Yandex N. V., головная компания Mail.ru Group ltd. зарегистрирована на Британских Виргинских островах. Ее акции торгуются на Лондонской фондовой бирже, 49,8% из которых — в свободном обороте. «Рамблер Интернет Холдинг», по данным Kartoteka.ru, принадлежит кипрской Tekso Holdings Limited.
По мнению Ольги Сорокиной, из-за противоречий европейского и российского законодательства международным игрокам придется решать задачу организации своей бизнес-структуры. «Чтобы в одной части не подпадать под европейское регулирование, а в другой — под российское»,— поясняет она. Для решения проблемы интернет-сервисам следует создать отдельные площадки для разных регионов по аналогии с App Store и, соответственно, разделить потоки получаемой информации в России и ЕС, полагает Никита Куликов.
Источник: КоммерсантЪ
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.