Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Рынок услуг мобильной связи для корпоративных клиентов стабилен
06 сентября 2016 |
Вопреки опасениям аналитиков, спрос на мобильную связь в корпоративном сегменте не падает в кризисной ситуации – сокращение выручки от «голоса» и роуминга операторы компенсируют ростом продаж других услуг и расширением армии корпоративных клиентов.
Каждое пятое предприятие использует решения мобильных операторов для корпоративных клиентов . Почти каждая десятая SIM-карта принадлежит корпоративному клиенту.
• Рынок B2B расширяется на 10-12% в год по числу используемых активных SIM- карт и демонстрирует стагнацию в объемах доходов: снижение активности абонентов в роуминге и стоимости исходящего голосового трафика (снижение ARPU2 не более чем на 10%) большинство операторов компенсирует за счет увеличения потребления корпоративными клиентами мобильного интернета и продажами VAS-услуг.
• Более 50% корпоративных клиентов используют услуги мобильного интернета.
Год назад доля корпоративных клиентов, активно использовавших передачу данных, составляла менее 40%.
• 75% бизнес-клиентов используют услуги двух и более операторов.
Респонденты в сегменте крупных и средних предприятий в качестве поставщика услуг наиболее часто упоминают МТС. В сегменте микро- предприятий респонденты с одинаковой частотой упоминают МТС и МегаФон. Реже всего корпоративные пользователи называют в качестве поставщика услуг Tele2.
Для данного исследования аналитики AC&M провели опрос бизнес- клиентов в шести городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Интервьюеры опросили порядка 2100 клиентов. Ниже приведены основные характеристики выборки.
Структура по размеру предприятий
Структура выборки по городам
По итогам проведенного опроса и специалисты AC&M подсчитали, что в России проникновение корпоративной связи находится на уровне 28% (с учетом индивидуальных предпринимателей). AC&M предприняло попытку экстраполировать результаты скрининга в крупных городских агломерациях на всю совокупность активно функционирующих хозяйствующих субъектов в стране (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), исходя из наиболее консервативных предположений о проникновении корпоративной мобильной связи в сегменте B2B за пределами крупных городских агломераций. В результате мы установили, что охват услугами мобильной связи в сегменте корпоративных пользователей составляет не менее 22-23%. Иными словами, каждая пятая компания или индивидуальный предприниматель являются корпоративными клиентами операторов мобильной связи. В абсолютных цифрах число корпоративных клиентов мобильной связи находится в диапазоне от 1,0 до 1,1 млн. предприятий.
Размер рынка
Источник: оценка AC&M
В 2014 году в целом по отрасли в сегменте B2B один клиент эксплуатировал в среднем 21 SIM-карту. Опрос 2016 года дает основания полагать, что медианный средний размер абонентского пула у корпоративного клиента находится в диапазоне от 24 до 26 SIM-карт. Иными словами, средний размер абонентского пула несколько увеличился, в том числе и в результате упорядочивания практики взаимодействия с потенциальными корпоративными клиентами.
Подводя итог, следует сделать вывод, что рынок B2B в натуральных показателях продолжает интенсивно развиваться. Число B2B абонентов в середине 2016 года составляет не менее 24.7 млн. по сравнению с 19.5 млн. в середине 2014 года (т.е. число B2B абонентов растет в среднем на 10-12% в год). Важно отметить, что это число не включает те предприятия (особенно микро-предприятия), которые по разным причинам не пользуются корпоративными контрактами, а используют услуг исвязи как физические лица. Такое положение дел обусловлено тем, что мобильная связь для индивидуальных пользователей в России доступна на очень привлекательной ценовой точке. Операторам еще предстоит убедить таких пользователей, что корпоративная платформа дает не только экономические преимущества, но и новые функциональные возможности.
Главные тенденции
На основе исследования можно с уверенностью утверждать, что доходы операторов от корпоративных клиентов по крайней мере не падают по сравнению с последним предкризисным 2013 годом. Подавляющее большинство респондентов (81%) указывают, что средние затраты на корпоративную связь остались неизменными или сократились не более чем на 10%. Очевидно, что увеличение спроса и рост числа используемых абонентских контрактов на 12% компенсирует такого рода падение в ARPU (average revenue per user). В результате – выручка остается примерно на том же уровне, что и 12 месяцев назад или даже показывает скромный рост.
Обращает на себя внимание тот факт, что число респондентов в Москве, указывающих на падение среднемесячного счета – несколько выше, чем в целом по выборке. Среди таких участников опроса во всех «потребительских» сегментах (и среди микро-предприятий, и в среде малых предприятий, и даже среди более крупных корпоративных клиентов) заметно меньше тех, кто считает, что стоимость осталась неизменной. Эти наблюдения заставляют сделать предположение, что выручка в сегменте B2B в Москве имеет слабую отрицательную динамику во второй половине 2015 и первой половине 2016 г. (2-3% падения по отношению к предыдущему году). Такое положение дел можно объяснить тем, что московские компании традиционно были основными потребителями услуг роуминга, выручка от которых показала двузначные темпы снижения.
Как по вашим наблюдениям изменился бюджет на оплату мобильной связи: в среднем на один номер в месяц?
Как изменилось за последние 12 месяцев количество оплачиваемых вашей организацией мобильных номеров?
Рост охвата корпоративной аудитории услугами мобильного интернета сам по себе является важным драйвером выручки в этом сегменте: если год
Advanced Communications & Media
назад только 42% респондентов в сегменте B2B пользовались передачей данный, то в середине 2016 года доля таких клиентов уже 62%. Проникновение мобильного интернета и специальных функциональных бизнес решений и дополнительных услуг в корпоративную среду должно обеспечивать рост выручки от передачи данных на 25-30% и несколько сглаживать эффект от потери доходов базовых услуг.
Что касается позиций операторов на корпоративном рынке, то чаще всего респонденты опроса называли в качестве оператора корпоративной связи – МТС. Исключение, по понятным причинам, составляет Санкт-Петербург, где более половины респондентов используют в качестве корпоративного решения услуги Мегафона.
По прогнозам AC&M, на начало 2018 года в России будет не менее 26 млн. активных абонентов в B2B сегменте - более 10% от общего числа активных абонентов. Если произойдет стабилизация рынка или даже некоторый рост в результате оживления экономической деятельности в стране, то совокупная выручка в сегменте B2B обещает увеличиться примерно на 5% год к году.
Операторы мобильной связи редко раскрывают свои показатели в сегменте B2B. Мы надеемся, что появление этого исследования может стать поводом для того, чтобы представители операторов прокомментировали наши оценки и поделились хотя бы самыми общими цифрами в отношении того, какими темпами расширяется сегмент в натуральных показателях и как меняется выручка.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.