Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Александра КРЫЛОВА 25 июля 2016

Так ли страшен Pokemon Go?

Взволновавшая умы мобильная игра еще не вышла официально в России, но она уже вызвала споры среди законодателей, представителей интернет-индустрии, психологов, блоггеров. 

И, как выясняется, единого мнения о пользе или вреде мобильного приложения Pokemon Go пока нет.

Больше пользы, чем вреда

Для представителей мобильной индустрии  игра Pokemon Go – это то самое killer application, появления которого многие давно уже перестали ждать, и которое, тем неожиданней увлекло пользователей  в самых разных странах мира. Как остроумно пишет в своем блоге на Mobile World Live Кавит Маджитиа (Kavit Majithia), ставшая невероятно популярной у пользователей игра для операторов связи – это шанс вскочить на подножку уходящего поезда, продемонстрировать свое желание помочь пользователям, а заодно и допродать им свои новые пакеты с трафиком данных. «Вы не можете пройти по главной улице любого города в Великобритании, не увидев рекламный щит какого-то из операторов с призывом: «Идите туда, куда зовет вас сердце, с нашим замечательным тарифным планом!».

Те, кто, как интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, не первый год следят за разработкой инновационных продуктов на базе технологий дополненной реальности или виртуальной реальности, отмечают, что Pokemon Go, далеко не самый выдающийся  их образец. Более того, ажиотаж вокруг ловли покемонов может напоминает им волнение, охватившее владельцев iPhone сразу после выхода Angry Birds. Интерес для профессионалов интернет-бизнеса игра Pokemon Go представляет только как «первая ласточка», появление которой знаменует первую значимую встречу массовых пользователей с технологией дополненной реальности.

На сегодняшний день в России сложились все условия, необходимые для того, чтобы эта встреча произошла. Во-первых, крупные российские  города уже покрыты сетями  3 и 4 G, во-вторых, и  у большинства их жителей есть смартфоны и, в-третьих, у них выработаны навыки обращения с этими  устройствами: фото- и видео-камерой, мобильными приложениями, сервисами определения местоположения.  

Так что  популярность Pokemon Gо свидетельствует о готовности людей впускать новые технологии в свою повседневную жизнь, вступать во взаимодействие с виртуальными персонажами, воспринимать их как элемент реальности. И в этом смысле нашумевшую игру можно рассматривать как первый заметный шаг человечества в новый цифровой мир, где люди будут общаться с вещами, а вещи – друг с другом. И с этим, по мнению  Д. Мариничева, нужно не бороться, а, наоборот, только приветствовать. Задача – регулировать распространение и использование игр, подобным Pokemon Go. Регулировать их распространение можно будет после принятия так называемого цифрового кодекса,  своего рода свод законов, по которым будет строиться жизнь на Земле в изменившихся под воздействием новейших технологий условиях. «Но это проблема не России, а всего мира, и она будет решаться, хотим мы этого или нет», - сказал Д. Мариничев.

Требуется наблюдение  и контроль

С другой стороны смотрят на заморскую игру политики. Известно, что представители  ГосДумы и Совета Федерации уже поднимали вопрос о необходимости подвести под игру  нормативную базу. Депутат Государственной Думы Евгений Федоров, считает, что нынешняя популярность Pokemon Go в нашей стране – результат массированной рекламной компании, в том числе и по телевидению ( особенно спикеру запомнились пятиминутные ролики канале Вести.24), имеющей явно не российское происхождение. По его словам, без демонстрации рекламных роликов в течение недели, игра, которая еще не вышла официально в России на русском языке, мало бы кого заинтересовала.

От себя добавим, что о настоящих масштабах увлечения жителями Москвы и Подмосковья покемонами,  позволяет судить обнародованные недавно компанией «МТС» результаты исследования, проведенного ее аналитиками. Согласно им, в сетях «большой тройки» в столичном регионе ловцами покемонов являются 180 тысяч человек (в сети самого оператора «МТС» таких  абонентов оказалось 69 тыс.), и их количество ежедневно  увеличивается на 30-35%.

Однако Е. Федоров выразил сомнение в том, что если бы не вышеупомянутая рекламная компания, то пользователей у Pokemon Go было гораздо меньше. К тому же депутат Государственной Думы усмотрел в сценарии игры недекларируемые возможности для опасных манипуляций игроками, которые можно использовать в политических целях

Не очень уверен в чистоте замыслов разработчиков игрового приложения Pokemon Go писатель-фантаст Дмитрий Рус. На размышления наводит пользовательское соглашение , где сообщается, к примеру, о том, что  что игра будет передавать информацию о вас государственным структурам, частным компаниям и третьим лицам, если от них поступит такой запрос. «Игрушка – потрясающий инструмент, при помощи которого можно выполнять много разных действий, - отмечает он. – Воспользуется ли им кто-то или нет? Это вопрос, иначе зачем все эти возможности были в игру заложены?».

Вместе с тем, считает он, остановить распространение этой игры сейчас так же невозможно, как затормозить технический прогресс. Так что единственное, что остается, это постараться возглавить новое движение. Кстати, отметил он, кое-кому ловля покемонов идет на пользу. Люди, которые раньше все свое свободное время проводили за компьютером, теперь выходят на улицы, бегают, смотрят достопримечательности, знакомятся с такими же, как они, увлеченными игроками.

Для того, чтобы минимизировать риски Д. Рус предлагает взять процесс игры Pokemon Go под контроль, не нарушая права ее пользователей, сделать так, чтобы это игровое приложение  размещалось в российском секторе AppStоre и Google Play, чтобы весь трафик был прозрачным, проходил через российские сервера и чтобы можно было осуществлять его мониторинг.

Лучше не начинать

«Добавленная реальность изобретена много-много лет назад, - констатирует Михаил Хорс, клинический психолог, -- когда люди впервые попали под действие психоактивных веществ».  По его словам, беда таких измененных состояний психики заключается в том, что через какое-то время жизнь без них утрачивает для человека всякую привлекательность. А поскольку заранее предсказать, впадет ли человек в зависимость от состояния, которое вызывает то или иное вещество, невозможно: это можно узнать только на практике, единственный способ защиты -- это отказаться от первого употребления таких  в широком смысле наркотиков.

Да, мобильную игру, которая дополняет или изменяет реальность, считает М. Хорс, можно отнести к наркотикаме. В  группе риска оказываются дети и подростки, психика этом возрасте еще не стабильна, так что чем дольше юные игроки  оказываются в состоянии измененного сознания, тем труднее им возвращаться  к обычной жизни. «По мере распространения игры будет увеличиваться число людей, которые не смогут без нее жить» - констатировал психолог и настоятельно рекомендует сформировать общественное мнение о том, что такие игры вредны, а затем запретить их.

С точки зрения клинического психолога, прибегнуть к этим мерам даже сейчас, когда у Pokemon Go только в Москве уже почти две сотни пользователей, не поздно «Статистика подтверждает, что сухие законы всегда приводили к тому, что интерес к алкоголю падал, и общество начинало выздоравливать. Вырастала производительность труда, снижалось количество сумасшедших людей, поступающих в клиники, случаев травматизма на рабочих местах, бытовых преступлений – в разы, - пояснил М. Хорс свою точку зрения, - как только государство вводит серьезные ограничительные меры, общество начинает оздоравливаться, ему надо просто чуть-чуть помочь».

Философский вопрос

По большому счету, тема дискуссии о пользе или вреде ставшей неожиданно популярной мобильной игре – свобода. Ведь, считает Дмитрий Мариничев, люди должны свободно пользоваться всеми достижениями самых современных технологий, что любой продвинутый пользователь, с одной стороны, имеет преимущества перед окружающими, но, с другой, производит впечатление человека, зависимого от технологий. «Чем больше технологий, тем лучше для людей, тем больше высвобождается их жизненной энергии и возможностей общаться друг с другом», - замечает он.

По-другому понимает свободу Михаил Хорс, который по долгу службы помогает людям, попавшим в зависимость, в том числе и от компьютерных игр. «Мы живем в обществе, которое потихонечку осознает, что свобода – это высшая ценность, а измененное состояние, неважно за счет чего, это не свобода, это ограничение: получается, что ты запираешься там, где нет реальности».

И что-то подсказывает, что оппоненты вряд ли придут к консенсусу.

 

  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.