Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

В режиме неуверенности: импортозамещение или локализация

19 февраля 2016

Нужна ли в текущих условиях локализация иностранных высокотехнологических производств российскому рынку? Этот вопрос, когда от участников рынка звучат довольно радикальные подходы (от "импортозаместить все равно не получится" до "доверять иностранным производителям, которые шифруют код своего ПО все равно нельзя"), вовсе не кажется праздным и добавляет нестабильности и без того непростой ситуации.

На круглом столе "Локализация производства коммуникационного и радиоэлектронного оборудования, приборов и устройств для ИКТ отрасли России", проведенного Telecom Daily и TMT Conferences, участники рынка, представители Минкомсвязи и Минэка рассматривали как возможные пути локализации производства радиоэлектронного оборудования, так и вообще целесообразность именно такого подхода для рынка радиоэлетроники.

"Лада" или "Фольксваген"?

Директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков, говоря о локализации рынка радиоэлектроники, привел в пример автопроизводство. Он считает, что сейчас в России рынок радиоэлектроники может пойти по пути локализации автопрома, которая проводилась в середине 2000-х годов.

Безруков считает, что в данном случае есть общие предпосылки развития локализации производства: есть большой рынок сбыта товаров, при этом нет глобально конкурентных национальных производств. Кроме того, нельзя забывать о необходимости стимулировать инвестиционную активность и создавать рабочие места, говорит он.

Безруков напомнил, что в свое время автопром стимулировали с помощью таможенно-тарифных мер, снятия административных и технических барьеров, стимулированием сбыта, а также мер по привлечению инвесторов. Эти же меры будут действовать и в радиоэлектронике, считает он.

Он отметил различия между локализацией производства и импортозамещением: в области радиоэлектроники сейчас, по его мнению, более реальна именно локализация.
Подготовительная работа на рынке ведется. Союз предпринимателей «Деловая Россия» разработал дифференцированный подход к таможенному регулированию для рынка радиоэлектроники и рассчитал примерные ставки таможенных пошлин, которые могли бы действовать исходя из того, сколько инвестируют производители.

Безруков пояснил, что введение пошлин с одной стороны приведет к росту цен на зарубежное импортное оборудование, а с другой - увеличит стоимость иностранных комплектующих, что негативно скажется на российском рынке. Именно поэтому, считает Безруков, нужен дифференцированный подход к таможенному регулированию. Например, введение заградительных 20%-ных пошлин на импорт электронных модулей для производства телевизоров будет позволит увеличить спрос на производство печатных плат и электронных компонентов в России.

И российские игроки, и мировые вендоры не видят правил игры

Заместитель директора «НПФ «Микран» Алексей Шашков считает, что существует недопонимание между потребителем и регулятором на российском рынке телекоммуникационного оборудования. Во-первых, действует стереотип о том, что российское - значит некачественное. Внутри России, во-вторых, телекоммуникационные сети построены на зарубежном оборудовании, и переход на отечественное оборудование грозит операторам дополнительными расходами.
 
По мнению Шашкова, со стороны государства отсутствует достаточная поддержка производителей, так как не действуют заградительные меры на импорт. Кроме того, нет стимулирования потребителей на использование отечественного оборудования, нет финансовой поддержки как потребителей, так и производителей. "Очень сложно конкурировать с зарубежными производителями, у которых есть финансирование и преференции. Однако фактически на уровне государства ничего не делается для локализации производства", - заключил он.

Генеральный директор компании «Т8» Владимир Трещиков считает, что существующее законодательство не предполагает преференций российским производителям, при этом необходимые для производства заемные средства на Западе в несколько раз дешевле. "Мы понимаем, что российский производитель находится в неравных условиях по сравнению с западными и восточными вендорами и ожидать при этом роста российского производства нереалистично", - отметил он.
Трещиков считает, что программа Минкомсвязи по развитию производства отечественного программного обеспечения весьма эффективна и надеется, что такая же программа будет принята и в сфере производства телекоммуникационного оборудования. "Тем более что главная часть оборудования - это внутренний софт; если делать его в России, то это и ключ к информационной безопасности", - добавил он.

Он рассчитывает и на то, что модель прямых продаж для крупных операторов (заключение рамочных договоров на поставку оборудования, которая применяется сейчас для крупных китайских вендоров) будет действовать и для российских производителей. "Все успешные принципы уже существуют, их надо просто применить", - заключил он.

Ведущий менеджер по маркетингу Huawei Александр Прохоров заявил, что компания со своей стороны готова соответствовать курсу на локализацию и сейчас ищет партнеров и оценивает возможности для создания производства в России. "Для Huawei один из основных вопросов - насколько велики риски для зарубежных вендоров, - подчеркнул Прохоров. - Тут главная проблема, как выбрать схему работы, соответствующую политике импортозамещения, и при этом обеспечить эффективность бизнес-проекта". При этом Прохоров отметил, что для госкомпаний пока еще не определены правила для закупок.

Так, по его словам, есть рекомендации закупать отечественное, но в то же время ставится задача купить наиболее качественное оборудование по минимальной цене - независимо от того, кто поставляет продукт. "Не очень понятно, как между этими условиями лавировать, вплоть до того, что иногда проще отказаться от проекта, чем решать эту проблему", - добавил Прохоров. Неясно и какова роль зарубежных вендоров в процессе импортозамещения: должны ли они уходить совсем или могут создавать локальные производства, считает он.

"Откройте исходные коды!"

Председатель Совета ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Светлана Аполлонова отметила, что в стоимости инфраструктурного оборудования доля программного обеспечения составляет до 80% - то есть, доля непосредственно оборудования составляет лишь небольшой процент.

По слова Аполлоновой, при подаче заявок на создание совместных предприятий с зарубежными компаниями всегда камень преткновения - это программное обеспечение. "Если на локализацию идут легко, то с софтом не так, открыть исходные коды - это проблема, так как это составляет основную часть стоимости, и к тому же это вопрос безопасности", - прокомментировала она.

По ее словам, в рамках рабочей группы Минкомсвязи и Минэка поставилен вопрос о пересмотре эффективности госкомпаний, так как очень важно учитывать объем импортозамещенного оборудования. Аполлонова отметила важность введения налоговых послаблений и вычетов, но подчеркнула при этом, что на 90% операторское оборудование - зарубежное. Иностранные вендоры, желая сохранить статус кво, роняют цены и доходит до того, что условия конкурсов на поставку оборудования прописывается под конкретного вендора.

Так же Аполлонова отметила, что межведомственная группа Минкомсвязи и Минэка по импортозамещению телекоммуникационного оборудования уже поднимала вопрос о пересмотре условий эффективности для госкорпораций и компаний с госучастием, с учетом объемов импортозамещенного оборудования.

Импортозамещение не на сто процентов

Заместитель директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Павел Куцко пояснил, что меры поддержки для производства телекоммуникационного оборудования уже существуют и они заложены в программу развития радиоэлектронной промышленности, где предусмотрено и развитие производства телекоммуникационного оборудования. Эта программа рассчитана на финансирование создания различных продуктов для телекоммуникационной отрасли и в первую очередь - продуктов наиболее востребованных, которые имеют коммерческий потенциал.

По его словам, вопросы преференции для производства телекоммуникационного оборудования - одни из самых разработанных в ведомстве. Более того, эта практика дает толчок для развития нормативной базы по введению преференций и для других областей экономики.

Кроме того, Куцко заметил, что невозможно на сто процентов провести импортозамещение телекоммуникационного оборудования, несмотря на то, что вопросы безопасности стоят на первом месте - у отечественных производителей все равно ограничены возможности. И там, где нельзя провести импортозамещение, появляется ниша для локализации производства, подчеркнул он.

При этом не все участники рынка вообще видят в локализации смысл. Старший вице-президент по технической инфраструктуре госкомпании "Ростелекома" Александр Цейтлин отметил, что компания занимается предоставлением связи и должна быть уверенной в том, что при любой внешнеэкономической ситуации все будет работать. "Поэтому нам нужно именно импортозамещение, а не локализация", - добавил он. При этом на рынке отечественного оборудования сейчас мало игроков, которые предоставляют необходимое конкурентное оборудование, добавляет он. 

Источник: Telecom Daily

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.