Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Электронная медкарта выходит в тираж

17 апреля 2015

До конца 2015 года планируется обеспечить электронными медицинскими картами 20% москвичей в трети государственных московских поликлиник. К 2018 году все столичные поликлиники будут переведены на ЭМК.

Появлению планов ЕМИАС по экспансии электронных медицинских карт предшествовал длительный период пилотных испытаний, проходивших с сентября 2014 года в городской поликлинике №175.

Глазами врача

Врач-офтальмолог Наталья ЛишенкоЗа прошедшие полгода врачи клиники совершили, по сути, профессиональный подвиг. Поскольку в ЕМИАС применяется итерационный принцип разработки, то есть пользователь начинает работать с первым же прототипом, а все изменения «накатываются» на систему уже в процессе работы, докторам пришлось выступать в роли тестировщиков: осваивать «сырой» продукт, фиксировать ошибки, формулировать требования по доработке - и всё это без отрыва от приёма пациентов. Кроме того, далеко не у всех врачей был опыт работы с компьютером, тем более не все владели слепой печатью.

«Мы выбрали самый длинный компьютерный курс, - рассказывает главный врач ГП №175 Алексей Тернавский. - Доктора перед работой по 2-3 часа интенсивно учились».

Конечно, за 10 дней стать «продвинутым» пользователем невозможно, но, к счастью, у программы очень простой интерфейс: врач, впервые увидевший программу, уже через несколько минут начинает спокойно с ней работать. Хотя, разумеется, первое время с каждым врачом работал специалист по внедрению, помогающий фиксировать пожелания по доработке и консультирующий по функционалу.

Внедрение ЭМК не избавило от работы с бумажными картами «Вначале было очень трудно. Проявлялись то проблемы в назначениях, то недоработки в протоколе. Правда, многое уже исправлено, - делится врач-офтальмолог Наталья Лишенко. - Стало намного легче, когда я добавила свои шаблоны, по которым мне удобно работать. Теперь, если случай не слишком сложный, заполнение карты занимает минут пять».

Правда, ввод ЭМК не избавил поликлинику от традиционных бумажных карт пациента, куда ежедневно аккуратно вклеиваются распечатанные листы осмотра. Как объяснил заместитель главы Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров, связано это в первую очередь  с несовершенством действующего законодательства: во многих законах, связанных со здравоохранением, оборотом лекарственных средств и т.д.,  до сих пор чётко прописана необходимость наличия бумажных документов.

Впрочем, Наталья Лишенко не унывает: «Зато теперь я без проблем могу прочитать то, что написали мои коллеги! Ведь далеко не у всех врачей хороший почерк».

Глазами управленца

Информационные киоски для записи к врачуПрименительно к медицине внедрение электронных карт оценить пока невозможно. Эффект проявится, когда накопятся данные и на них можно будет наложить, например, информацию, связанную с имплементацией клинических протоколов ведения больных.

Зато с точки зрения управления клиниками эффект проявился сразу же. Алексей Тернавский  уверен, что без такого инструмента руководить пятью филиалами с общей численностью сотрудников до 1000 человек было бы тяжело: «Мы сразу стали по-другому мыслить, по-другому работать. Мы проводим перед компьютером много времени, переводя людей из филиала в филиал, принимая организационные решения. Заведующим филиалами видно каждого врача, каждый компьютер, можно посмотреть, сколько времени тратит каждый врач на конкретную работу, когда начал приём. В нашем распоряжении оказался серьёзный аналитический инструмент».

Глазами чиновников

На начальном этапе электронная медицинская карта - не облегчение работы врача, а дополнительная нагрузка, пояснил Владимир Макаров.

Алексей Тернавский, Алексей Погонин, Владимир Макаров Именно поэтому ДИТ сначала занялся внедрением сервисов, связанных с переводом в электронный вид околомедицинской документации - рецептов, больничных листов, направлений, талонов амбулаторного приёма и т.д. По данным ЕМИАС, только совокупный эффект от внедрения электронного рецепта составил  около  600 тысяч врачебных человеко-часов в год, что равноценно работе нескольких поликлиник.

Таким образом, внедрение  ЭМК возможно только в поликлиниках с хорошим менеджментом и доступностью врачей, то есть там, где время врачебного приёма не слишком сжато. «В неадекватных клиниках, где время приёма терапевта составляет 5-7 минут, никакой электронной карты, разумеется, не будет, - заявил Макаров. - И хотя механизмов для того, чтобы заставить всех использовать электронную медкарту, у нас нет, я уверен, что со временем ЭМК станет такой же нормой, как СНИЛС, паспорт или ИНН».

Впереди у разработчиков ЕМИАС много задач: подключение к системе служб скорой и неотложной помощи, стационаров и частных клиник, открытие доступа к информации пациентам и встающие в этой связи вопросы безопасности и  дополнительной защиты данных. К концу 2015 года планируется предоставление доступа к карте экстренным службам.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Региональная информатизация

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.