Rambler's Top100
Все новости

Институт развития интернета станет главным лоббистом Рунета

12 марта 2015

Выразим осторожную надежду, что новый институт поможет Рунету встроиться в правильный слот вертикали. Интернет-индустрия – не Академия наук, и выяснять истину как таковую – не её задача.

По сообщению “Ведомостей”, представители интернет индустрии встретились с первым заместителем руководителя администрации президента Вячеславом Володиным и договорились о том, что интересы отрасли будет представлять новая организация – Институт развития интернета (ИРИ). Учредителями организации стали Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Медиакоммуникационный союз, РОЦИТ, а также счётчик LiveInternet.  Директор Института, Сергей Алимбеков, предположил, что источниками дохода организации впоследствии могут стать продажа исследований, проводимых организациями-учредителями.

 Комментирует Леонид Делицын, аналитик инвестиционного холдинга ФИНАМ:

 Фактически неспешный до самых последних дней Рунет оперативно собрался и делегировал Институту развития право негромко шептать “SOS” прямо в ухо президентской администрации. В связи с этим возникает ряд вопросов, например, почему собрались сейчас, почему сделали ИРИ, а не уполномочили РАЭК или Минкомсвязи, что за такие исследования Институт будет продавать, и так далее.

Не на все эти вопросы легко ответить сразу. Почему не РАЭК? РАЭК, так же как до неё РОЦИТ, ставила перед собой две задачи: во-первых, разведать политику государства в Рунете и донести её до игроков индустрии, а во-вторых, обеспечить обратную связь между государством и индустрией. Создавалось ощущение, что с первой задачей РАЭК более или менее справляется, поскольку особо навязчивой политики в отношении Рунета у государства и не было. Фактически сколько-либо чувствительные постановления начали возникать в последние два года, когда Рунет стал достаточно большим. Выполнение второй задачи осложняло то обстоятельство, что в эпоху стабильности индустрия просила у государства только одного - забыть о существовании Рунета. Каких-либо специальных дотаций для подключения удалённых регионов или пожилых граждан индустрия не просила, поскольку темпы прироста бизнеса её вполне устраивали. Другое пожелание - чтобы эпоха стабильности длилась вечно, - не озвучивалось, да, возможно, не всеми и было осознано.

Около двух лет назад инвесторы крупнейших порталов Рунета получили пару миллиардов долларов в качестве дивиденов и обнаружили, что теперь им интереснее инвестировать в Китай. По-видимому, китайская сторона открыла двери для вложений достаточного объёма. Ещё год спустя из Рунета сдуло ветром венчурных инвесторов. Индустрия вступила в стадию зрелости, при этом рынок остался ограниченным, следующая технологическая волна не просматривается (ни здесь, ни даже “там”), а перспектив быстрого обогащения для новых поколений инженеров и предпринимателей – крайне туманные.

С наступлением новой политической реальности гигантам Рунета потребовалась помощь государства. В феврале Яндекс попросил ФАС разобраться с некрасивыми практиками Google. Казалось бы, у Mail.Ru такой проблемы нет, однако в начале марта Ведомости опубликовали комментарий заместителя генерального директора этой компании, в котором указывалось на необходимость льгот для хай-тек компаний, в частности – по НДС. Компаниям помельче помощь государства, конечно, тоже не повредила бы, но очередь на получение помощи у нас и так уже длинная. А вот бросить гигантов Рунета на произвол судьбы государство не может, поскольку в нейтральность Google, Facebook и других западных сабстритьютов – не верит.Последние, в свою очередь готовы распахнуть объятия российским разработчикам, усугубив проблемы российских игроков. В более специфических отраслях, где требуются редкие специалисты, российским инженерам и учёным ещё прошлой весной предлагали переезд в более мягкие климатические условия.

Это помогает дать ответ на вопрос – почему не Минкомсвязи? Само название этого министерства напоминает о его приоритетах - о связи и медиа. На встречу с Володиным ходили не операторы мобильной связи и не руководители телеканалов. Да и мнение связистов относительно Интернет-индустрии известно: «хорошо бы обложить этих маменькиных сынков каким-нибудь налогом на контент, раз уж с них не взимают на универсальный доступ”. Искать поддержки у связистов или телевизионщиков в здравом уме интернетчикам в голову не придёт, да и зарубежный опыт поглощений показывает, что связисты и традиционные медиа обычно являются могильщиками Интернет-проектов.

Интересно отметить присутствие счётчика LiveInternet среди учредителей. Основатель проекта, Герман  - публичная фигура, пользующаяся огромным авторитетом среди интернет-предпринимателей и вебмастеров. С другой стороны, несмотря на регулярное присутствие в медиа, Клименко аккуратно позиционируется как предприниматель и инноватор, а не как шоумен или словоохотливый ветеран Рунета. Администрации президента нужно просчитывать результаты регулирования, поэтому ей нужен человек, понимающий настроения индустрии, а не просто пропагандирующий те или иные взгляды. И наконец, Клименко знает о пользователях Рунета если не всё, то по крайней мере больше, чем кто бы то ни было. Золотым ключиком к Рунету является статистическая система LiveInternet, интегрированная с рядом “примочек”. Фактически LiveInternet так же хорошо осведомлён о наших поисковых запросах, как и поисковые машины, поскольку кликнув на ссылку, пользователь оказывается на каком-нибудь сайте, и если этот сайт российский, то на нём почти всегда установлен счётчик LiveInternet.

Выразим осторожную надежду, что новый институт поможет Рунету встроиться в правильный слот вертикали. Что касается исследовательских продуктов, которые гипотетически мог бы продавать этот институт, то, если эти продукты будут бесплатны, то спрос на них может оказаться существенным. Во всех остальных случаях надо признать, что рынок этот – очень своеобразный. Можно вспомнить, что у Ассоциации “Интернет и бизнес” уже был исследовательский комитет, который много и бурно заседал, и пытался найти способ обоснования быстрого роста Рунета в 2007-2008 годах. При оценке роста аудитории Интернета в России исследовательский комитет учел значительное число факторов («многобраузерность», большое число мест доступа и прочее) и ввел ряд хитроумных поправок. В частности, поскольку порталы не публиковали динамику российской аудитории, комитет оценил темпы ее прироста при помощи онлайн-опросов (офлайновым опросам было выражено недоверие, поскольку у них получались недостаточно высокие темпы прироста). Наверное, кому-то такой способ расчёта роста Рунета понравился, но надолго он не прижился. Через пару лет Михаил Райбман из TNS начал показывать на конференциях слайд, на котором было написано, что по кукисам Рунет вырос в тысячи раз. Впрочем, тогда рост в кукисах уже никому не был нужен, потому что сам рост аудитории игрокам рынка в такой степени не требовался (все, кому суждено было выйти на IPO это уже сделали), и курьёзный факт никого особенно не заинтересовал.

Иными словами, за исследования платят тогда, когда их результаты ярко и доступно обосновывает уже принятые ранее решения. Причём, с гарантией. Либо полученная статистика должна сервироваться рекламодателю или ещё какому-нибудь клиенту и стимулировать продажи. Интернет-индустрия – не Академия наук, и выяснять истину как таковую – не её задача. Конечно, можно ещё попытаться упаковывать существующие продукты учредителей в подарочную обёртку от Института развития, но мне кажется, дела у всех пока не настолько плохи, чтобы этим кто-нибудь серьёзно занялся.

Так или иначе, окупаемость самой конторы, кажется наименее важным вопросом. Главное, чтобы попытки государства регулировать разросшийся Рунет не приводили к потере тех или иных конечностей.

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.