Рубрикатор |
Все новости | Новости компаний |
Телекоммуникации Казахстана растут за счет сотовой связи
21 января 2015 |
По оценке iKS-Consulting, объем рынка связи Казахстана в 2014 году составил 6,3 млрд тенге, продемонстрировав рост на уровне 6% по сравнению с 2013 годом. Как и ранее, наибольший удельный вес пришелся на доходы от услуг, предоставленных в сетях сотовой связи - 58%.
Источник:
iKS-Consulting
Динамика доходов в ключевых сегментах
наглядно демонстрирует точки роста и зоны стагнации казахстанского рынка:
Темпы
роста выручки по сегментам, 2014/2013
Источник:
iKS-Consulting
В отрицательной зоне по итогам 2014 года только фиксированная телефония. В целом снижение доходов от данного вида услуг - позитивный знак, означающий, что Казахстан «в мировом тренде», заключающемся в активном перетоке голосового трафика в сети сотовой связи. Это, в свою очередь, означает, что услуги сотовой связи доступны максимально широкой пользовательской аудитории. За последние два года «мобильная каннибализация» существенно преобразовалась - фиксированный «голос» мигрирует уже не просто в мобильную сеть, а целенаправленно в мобильный Интернет. Так, доходы от мобильной передачи данных в РК в 2014 году возросли почти на 50% по сравнению с предыдущим годом, обеспечив рост всему рынку сотовой связи. При этом доходы от голосовых услуг в мобильных сетях впервые за всю историю рынка показали отрицательную динамику - минус 2% по итогам года. Основным фактором роста доходов от мобильного Интернета стал рост числа абонентов, использующих для передачи данных смартфоны - по данным iKS-Consulting, в 2014 году их количество превысило 4,5 млн, увеличившись более чем в два раза по сравнению с 2013 годом. Существенное влияние на рынок оказало развитие в Казахстане сети LTE (ALTEL), ориентированной на наиболее требовательных к скорости мобильной передачи данных пользователей.
В фиксированных сетях темп роста доходов от ШПД и передачи данных с каждым годом снижается. В 2014 году он составил 10%. Причины очевидны - рынок все больше насыщается, а перспективы роста доходности абонентов в условиях полных «безлимитов» крайне ограничены. По итогам года проникновение ШПД в городах (в среднем по стране) превысило 50%, а на рынках двух столиц данный показатель перешагнул за 70%. Основную ставку операторы делают на рост числа абонентов в волоконно-оптических сетях - потенциально их ARPU наиболее высок за счет использования комплексных пакетных предложений, включающих услуги с наилучшим качеством, по премиальным тарифам
На фоне остальных сегментов рынка позитивно выглядит динамика доходов от платного ТВ - 15,4% по итогам 2014 года. Драйверами роста рынка являются два проекта - OTAU TB от АО «Казтелерадио» и ID-TV от АО «Казахтелеком», абонентские базы которых растут наиболее интенсивно. С приходом в 2014 году новой команды акционеров и топ-менеджеров в компанию «АЛМА-ТВ», с которой начиналась история платного ТВ в Казахстане, конкуренция в сегменте, безусловно, наберет новые обороты. В качестве одного из вероятных сценариев iKS-Consulting видит активную региональную экспансию оператора с возможным приобретением игроков на локальных рынках. По итогам года проникновение платного ТВ в крупных городах (в среднем по стране) превысило 60% в целом же по республике данный показатель находится на уровне 44%. Наибольший потенциал роста сохраняется в сегменте спутникового ТВ. В крупных городах, где преобладают кабельные технологии, речь будет идти скорее о перераспределении рынка и его концентрации вокруг крупных игроков национального масштаба, нежели об общем росте.
Наиболее высокий темп роста доходов в 2014 году был зафиксирован на операторском рынке - 16%. Причем, если несколько лет назад рост сегменту обеспечивали доходы от аренды каналов по причине активного строительства сетей операторами сотовой связи, то в истекшем году рост был обусловлен практически удвоившимся спросом на оптовые Интернет-каналы. Это закономерно - лавинообразный рост data-трафика в операторских сетях, генерируемый пользователями, требует постоянного расширения магистральных каналов с целью обеспечения надлежащего качества услуг.
Активное
развитие рынка передачи данных привело к тому, что в 2014 году казахстанские
операторы столкнулись с обратной стороной массовой «интернетизации»,
выразившейся в гигантской разнице между скоростью роста объема сетевого трафика
и скоростью роста доходов. Так, по итогам трех кварталов Кселл зафиксировал
рост трафика на 101,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, Tele2 и Beeline сообщали о
схожей динамике. При этом доходы операторов от услуг мобильного Интернета в
2014 году выросли в среднем на треть по сравнению с предыдущим годом. Исключение
составил ALTEL, доходы которого от передачи данных в сети LTE увеличились в несколько раз по
сравнению с предыдущим годом (эффект старта). Очевидно, что наращивание сетевых
возможностей и, как следствие, рост издержек операторов, увеличение
производительности абонентских устройств, рост качественного медиаконтента
будет все больше увеличивать разрыв между объемом трафика и доходностью услуг
передачи данных.
Перспективы телекома: новые бизнес-модели неизбежны
Будущее телекома - это передача данных, едва ли кто-то сейчас в этом сомневается. В ближайшие годы операторы будут стремиться к максимальному охвату рынка услугами Интернет-доступа и привлечению абонентов из числа потребительских сегментов, которые еще несколько лет назад оценивались как малопривлекательные. Однако это скорее не долгосрочная стратегия, а задача на 1-2 года. Вглядываясь же в перспективу, важно распознать сигналы, посылаемые рынком уже сейчас. Сражаясь друг с другом за инфраструктурное превосходство и технологическое лидерство, разворачивая сети «новых поколений», операторы создают все более комфортные условия для успешной деятельности внешних конкурентов - поставщиков ОТТ-сервисов. Чем качественнее становится услуги Интернет-доступа, тем больше фильмов в HD можно посмотреть на YouTube, тем больше передается медиафайлов в WhatsApp, тем ближе к привычному качество звонков через Viber или Skype. С позиции потребителей эта ситуация близка к идеальной. Для операторского бизнеса же это серьезная угроза и замкнутый круг: операторы инвестируют в сети, чтобы не проиграть прямым конкурентам по качеству, а ОТТ-сервисы становятся все более востребованными, генерируя трафик, но не обеспечивая дохода операторам связи. Очевидно, что попытки запрета данных сервисов - занятие бесперспективное. Необходимо искать новые экономические модели, которые учитывают снижение маржинальности операторских услуг под воздействием ОТТ-сервисов и производимого ими трафика как данность, модели, оптимизирующие затраты операторов.
iKS-Consulting полагает, что в сложившихся условиях необходимо кардинально пересматривать подходы к межоператорскому взаимодействию, переходя от конкурентных стратегий к партнерским. Объединение усилий позволит эффективней противостоять внешней конкуренции. Это касается как развития инфраструктуры, так и продуктов. Существенное снижение капитальных затрат может обеспечить совместное строительство и использование инфраструктуры. Это особенно актуально для операторов сотовой связи, каждый из которых заявил о своей готовности к развертыванию сетей 4G. Создание единой мощной сети (или хотя бы ее ключевых участков) вместо нескольких дублирующих обеспечит каждому оператору гигантскую экономию CAPEX. Кроме того, нивелирование инфраструктурного превосходства будет стимулировать операторов к конкуренции на уровне продуктов, маркетинга и сервиса. Совместное использование инфраструктуры требует внесения изменений в законодательные нормы, регулирующие отрасль связи, однако не вызывает сомнения, что инициатива от самих игроков рынка в данном вопросе имеет первоочередное значение. Примером такого сотрудничества может служить подписанное в конце 2014 года соглашение между российскими операторами «ВымпелКом» и МТС о совместном строительстве LTE-сетей в 36 регионах РФ. Детали данного соглашения имеются в открытых источниках.
Реализация принципов партнерства в области предоставления услуг видится iKS-Consulting в развитии совместных проектов между операторами связи и разработчиками/поставщиками специализированных сервисов посредством размещения на сетях операторов открытых технологических платформ. Данная модель позволяет разработчикам иметь необходимые технические и программные ресурсы для создания новых продуктов, операторы же получают новые сервисы для своих клиентов, предоставляемые по принципу разделения доходов между операторами и разработчиками. Преимущества очевидны для обеих сторон: операторы не вкладываются в разработку, не привлекают новых сотрудников и не создают новых департаментов. Разработчики (обычно - небольшие компании с ограниченными инвестиционными возможностями) получают технологическую поддержку и прямой доступ к потенциальным потребителям без колоссальных затрат на рекламу. В рамках данной модели успешно развивают М2М-услуги крупные операторы в США, Европе и Юго-Восточной Азии. Необходимо признать, что попытки казахстанских операторов развить М2М-рынок самостоятельно, вне данной модели, пока не привели к значимым результатам. Между тем, схожий подход хорошо знаком операторам сотовой связи и успешно отработал в период популярности контент-услуг.
В целом iKS-Consulting считает, что идея необходимости трансформации
рыночной парадигмы должна найти отражение в стратегиях крупных игроков рынка. В
попытках расширить спектр деятельности операторам стоит отойти от стремления к самостоятельной
и единоличной реализации проектов в смежных и не профильных для себя отраслях.
Напротив, следует максимально использовать синергический эффект,
обеспечиваемый партнерскими моделями.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.