Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Операторы теряют голос
22 октября 2013 |
Хотя в целом по миру голосовые услуги все еще демонстрируют незначительный рост доходов – в основном за счет стран БРИК, в США и странах Евросоюза доходы от базовых услуг связи в 2012 г. снизились на 3-4%.
Несмотря на бурный рост в сегменте мобильной передачи данных и других сервисов, голосовые услуги и SMS по-прежнему занимают существенную часть доходов в выручке российских сотовых операторов. Но в ряде развитых стран наблюдается снижение доходов от базовых услуг, что вызывает серьезную озабоченность.Мировой рынок и региональные особенности
Как говорится в отчете по итогам исследования российского и мирового рынков традиционных услуг мобильной связи, подготовленном J’son & Partners Consulting, основная тенденция на мировом рынке мобильной связи – стагнация доходов от голосовых услуг и SMS на фоне повышения доходов от услуг мобильной передачи данных. В целом по миру голосовые услуги все еще демонстрируют незначительный рост доходов – в основном за счет стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), в то время как в США и странах Евросоюза доходы в 2012 г. снизились на 3-4%.
Доходы от текстовых сообщений, включая SMS, также пока продолжают расти. По прогнозу Portio Research, в 2013 г. операторы заработают на мобильных сообщениях (Mobile Messaging или MM) $230 млрд – на 5,5% больше по сравнению с показателем 2012 г. При этом SMS в ближайшие 1-2 года будут продолжать составлять большую часть доходов операторов в этом сегменте. В целом по миру пик доходов от MM придется на 2015 г., после чего они начнут снижаться.
Развитые страны
В Северной Америке, по прогнозам Ericsson, голосовой трафик будет расти вплоть до 2018 г., и к концу прогнозного периода достигнет 3759 млрд мин. в год. С другой стороны, показатель MOU достигнет максимума в 2013 г., после чего станет снижаться – до 801 мин. в мес. к концу 2018 г. При этом стоит отметить, что США – это один из самых благополучных развитых рынков в отношении традиционных услуг. Благодаря активному внедрению сетей LTE, продвижению на рынок смартфонов, взвешенной тарифной политике и пр., американским операторам удается поддерживать высокий уровень потребления мобильных услуг, несмотря на возрастающее давление со стороны OTT-сервисов.
В Западной Европе ситуация меняется от страны к стране, что во многом связано с особенностями локальных рынков. В Нидерландах, где одни из самых высоких цен на SMS среди стран ЕС, в 2009 г. был основан сервис WhatsApp, и уже в 2011 г. произошло снижение доходов от SMS. В 2012-2013 гг. выручка в этом сегменте продолжала снижаться, и наметился еще один негативный тренд – снижение доходов от голосовых услуг.
Напротив, в Германии потребление SMS растет год от года, несмотря на замещение их OTT в некоторых случаях. Немецкий регулятор связывает это с увеличением использования SMS в бизнес-транзакциях. Еще одним драйвером потребления традиционных услуг в Германии стали пакетные предложения: на них пришлось 58% всех SMS и 70% звонков в 2012 г.На развитых азиатских рынках тенденция стагнации традиционных сервисов наметилась еще несколько лет назад. Так, в Гонконге все началось со снижения SMS-трафика в праздничные дни, и в результате потребление SMS в стране за последние 2 года упало более чем в 2 раза.
Но наиболее сложная ситуация наблюдается в Японии. Например, голосовой ARPU крупнейшего в стране оператора NTT DoCoMo снижается уже более 10 лет подряд, что влечет за собой снижение и общего ARPU, несмотря на существенный рост в сегменте передачи данных. Общая выручка оператора от мобильного бизнеса снизилась в 2013 финансовом году на 1,1%. Спецификой японского рынка является то, что абоненты почти не пользуются SMS, предпочитая им мобильную электронную почту.
Развивающиеся страны
Рост доходов операторов в сегменте традиционных услуг в целом по миру происходит во многом благодаря развивающимся странам. В Индии, Китае, Пакистане, Вьетнаме, Индонезии, на Филиппинах и в других странах рынок еще не достиг насыщения, и можно ожидать дальнейшего расширения абонентской базы достаточно быстрыми темпами. Новые абоненты, как правило, возникают из самых бедных слоев населения, поэтому увеличение ARPU в этих регионах маловероятно. Большая абонентская база компенсирует низкие затраты абонентов на голосовую связь до определенной степени, и операторы в ближайшей перспективе неизбежно начнут искать пути внедрения новых неголосовых услуг, способствующих увеличению доходов.
Между тем, на крупнейшем рынке Китая уже начинается влияние альтернативных сервисов по передаче мгновенных сообщений – мобильных мессенджеров (MIM). Как следует из данных китайского министерства индустрии и информационных технологий (MIIT), абонентская база в 2012 г. росла быстрее SMS-трафика – 11% против 2%, соответственно. При этом среднее число сообщений на одного абонента снизилось на 11%. С апреля 2012 г. по апрель 2013 г. число пользователей SMS в Китае уменьшилось на 9,72 млн (только 67,5% абонентов воспользовались SMS в апреле 2013 г., 73,7% – в апреле 2012 г.).
Основные факторы
Основные факторы, влияющие на трафик и доходы от традиционных услуг:
- Макроэкономическая ситуация – в условиях рецессии, а также под действием регуляторов операторы вынуждены снижать тарифы, а абоненты – экономить на услугах связи.
- Рост проникновения смартфонов и возрастающее давление со стороны OTT-сервисов – по оценкам Yankee Group, каждый прирост проникновения смартфонов в Европе на 10% снижает доходы сотовых операторов от голоса и SMS на $1,5 млрд ежегодно за счет все большего использования ОТТ-сервисов.
- Тарифная политика операторов : в ряде стран (США, Германия и др.) операторам пока удается удерживать положительную динамику потребления традиционных услуг за счет пакетных предложений с включенным объемом голосового, SMS и data-трафика, специальными тарифами для пользователей нескольких устройств с SIM-картами и пр.
- Рост в сегменте A2P SMS включают в себя финансовые сервисы, рекламу, маркетинг, бизнес-администрирование, продажу билетов и др. В 2012 г. рынок A2P оценивался Transparency Market Research в 137 млрд сообщений, при этом 67% приходилось на Азиатско-Тихоокеанский регион. Рост рынка прогнозируется до 2017 г., CAGR составит 36,8% (2012-2017 гг.).
По данным J’son & Partners Consulting, фактические доходы «большой тройки» мобильных операторов России от SMS-услуг в первом полугодии 2013 г. выросли на 2,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и достигли 19,3 млрд руб. По итогам всего 2012 г. темпы роста были ниже – 1,5%, что говорит о том, что снижения темпов роста в данном сегменте пока что не происходит – напротив, они растут.
Существенным «фактором поддержки» рынка SMS-услуг в России является рост популярности SMS-банкинга. В 2012 г. значительно выросло количество пользователей (которые при помощи SMS оплачивают счета и следят за состоянием своего банковского счета), количество транзакций и общий оборот рынка по оплате сервисов и услуг с помощью SMS-банкинга.
Борьба с нелегальными SMS-рассылками (спамом) и возможное введение интерконнекта для SMS-трафика позволит крупным мобильным операторам разгрузить свои сети. В случае внедрения SMS-интерконнекта операторы смогут получить дополнительный источник доходов и снизить расходы на борьбу с SMS-спамом.
Еще одним из генераторов SMS-трафика в России являются разнообразные услуги SMS-информирования и оповещения. Возможности монетизации этого трафика для операторов будут зависеть, в первую очередь, от условий его тарификации.
Однако быстрый рост покрытия 3G (а в перспективе – 4G), проникновения смартфонов и рост осведомленности пользователей относительно альтернативных MIM-сервисов, а также возможное ухудшение экономической ситуации могут привести в среднесрочной перспективе к стагнации доходов от традиционных услуг (голос и SMS) в России, как это случилось на ряде развитых рынков. С другой стороны, российские операторы могут переломить этот негативный тренд за счет, например, более активного продвижения пакетных и конвергентных (с фиксированной связью) предложений, дальнейшего стимулирования потребления традиционных услуг и грамотного выстраивания своей маркетинговой политики.
По данным J’son & Partners Consulting, доходы от голосовых услуг (без учета доходов от роуминга и интерконнекта) в первом полугодии 2013 г. снизились примерно на 1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По итогам всего 2012 г. незначительное снижение доходов от голоса, которое наблюдалось в 2011 г., сменилось таким же незначительным ростом. С учетом роуминга и интерконнекта выручка от голосовой связи в России увеличилась в 2012 г. на 4,4% против 2,3% годом ранее.
По мнению J’son & Partners Consulting, экономический фактор может послужить толчком к существенному снижению потребления абонентами традиционных услуг (голос и SMS) только в случае повторения кризиса, близкого в ситуации 2008-2009 гг. При реализации сценария, близкого к базовому прогнозу Минэкономразвития, доходы в этом сегменте будут оставаться «плоскими» на протяжении 2014-2016 гг., незначительно (на 1-2%) отклоняясь в ту или иную сторону.
Несмотря на рост голосового трафика, снижение показателей APPM и голосового APRU приводит к тому, что доходы от «голоса» продолжают расти только за счет роуминговых платежей и платы за интерконнект. Приход новых игроков на рынок мобильной связи (Ростелеком/Tele2, виртуальные операторы) может снизить долю операторов «большой тройки» на рынке. Высокая конкуренция за абонентов оказывает давление на тарифы, как следствие, может привести к общему падению маржинальности.ие и показать незначительный рост
Читайте также:
«Ростелеком» расширил каналы связи в 36 регионах России
МТС завершила модернизацию связи в метро Москвы
Разработано оборудование для скоростной передачи данных на морские суда
Столичные инженеры создали универсальный кабель для высокоскоростной передачи данных
Отечественный комплекс безопасной передачи данных прошел успешное тестирование
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.