Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Юлия БЕЛОУС | 14 февраля 2013 |
Всеобъемлющий Интернет как драйвер развития кластеров
Потенциальная выгода от внедрения и концепции Всеобъемлющего Интернета (Internet of Everything), который может выступить одним из драйверов развития кластеров, в мировом масштабе за период 2013 — 2020 гг. составляет порядка $14, 4 триллиона.
Cisco IBSG совместно с Фондом «Сколково» представили отчёт «Выявление и измерение зависимости роста экономики России от степени развития кластеров», в котором ключевыми моментами выделены отличительные черты успешных кластеров, их вклад в экономику и взаимосвязь со «Всеобъемлющим Интернетом». Один из тезисов звучит так: «Кластеры – акселератор экономического роста», — т.е. это альтернатива традиционных инструментов фискальной и денежно-кредитной политики, не способных решить проблемы роста экономики на мировом уровне.
Что значит «кластер» в данном случае? Майкл Юджин Портер, разработчик теории конкурентных преимуществ стран, определяет его как "сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом". Более доступное для понимания опредаление звучит так: "Кластер — партнерское объединение компаний, организаций и институтов, работающих по одной тематике и расположенных в пределах доступности друг к другу".
В ходе исследования реализация кластерной стратегии рассматривалась на примере ИТ-индустрии США, где кластеры оказывают существенное влияние на развитие национальной экономики. Так, по данным 2010 года, в США в условиях умеренного макроэкономического роста ежегодный прирост рабочих мест в кластере, включающем 500 компаний и 10 000 сотрудников, составляет 6,5%. Подобный сценарий роста вполне возможен и в России.
В соответствии с материалами Всемирного экономического форума (ВЭФ), рост экономики России связан в основном с большой территорией и ресурсами страны. Главные препятствия на пути к укреплению глобальной конкурентоспособности России - недостаточное развитие бизнеса, слабое использование инновационного потенциала и низкая эффективность рынка. Разработка и внедрение долговременной национальной кластерной стратегии будет способствовать решению этих проблем. В ее формировании особую роль сыграет анализ кластерной стратегии Сколково, при этом следует также учитывать, что сектор услуг России, в отличие от США и Европы, относительно невелик, но обладает большим потенциалом для роста.
В исследовании, проведенном Cisco, был оценен вклад кластеров, в частности Сколково, в общее экономическое развитие России. С учетом роста занятости населения, повышения производительности труда и привлечения иностранных инвестиций Сколково может генерировать от $0.5 до $1.1 млрд. ежегодно.
Как не раз отмечалось Премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, в том числе и на недавнем Форуме в Давосе, развитие инновационной сферы российской экономики и коммерциализация научных разработок является важнейшим государственным приоритетом.
Кластеры могут и должны играть роль в развитии, внедрении и коммерциализации инноваций. В настоящий момент Россия вносит всего лишь порядка 2% в мировую валовую сумму расходов на исследования и разработки (R&D). Для сравнения доля США составляет 32.6%, Японии - 12.9%. Затраты России на R&D не превышают 0.51 % бюджета (в США - 0.99%, Великобритании - 0.73%, Израиле - 1.05%)
Привлечение иностранных компаний к работе над развитием кластеров и создание комфортных условий для компаний-резидентов позволит ликвидировать существующее отставание в инновационном развитии.
В числе факторов, способных в ближайшее время оказать влияние на экономическое развитие общества (и кластеров в частности), Cisco видит внедрение концепции Всеобъемлющего Интернета. По подсчетам Cisco, потенциальная выгода от внедрения и концепции Всеобъемлющего Интернета (Internet of Everything), который может выступить одним из драйверов развития кластеров, в мировом масштабе за период 2013 — 2020 гг. составляет порядка $14, 4 триллиона. Она складывается из 5 пунктов: эффективное использование ресурсов — $2,5 трлн., повышение производительности труда — $2,5 трлн., повышение эффективности и надёжности цепочки поставок и общей логистики $2,7 трлн., повышение качества обслуживания клиентов и персонализации общения — $3,7 трлн., создание, внедрение и управление инновациями — $3,0 трлн. Для сравнения: мировой ВВП в 2012 году — $71 триллион.
Дуглас Хэндлер, главный экономист консалтингового подразделений Cisco IBSG, отметил: «Каждый бизнес-сценарий представляет собой исследование компании, которая проводит физическое изменение своего бизнеса для того, чтобы получить пользу от развития Интернета. В качестве одного из примеров рассматривалась система Smart Grid, позволяющая оптимизировать распределение электроэнергии. В области промышленного производства это автоматизация на уровне фабрики или завода путём внедрения робототехники. В области информационных технологий — применение Telepresence, обладающей эффектом присутствия за одним столом виртуального собеседника и дающей возможность работать на дому".
"Россия отстаёт от других стран, в том числе и стран БРИК, по развитию институтов поддержки малого бизнеса, по уровню развития финансовых рынков, по сложности и развитости бизнеса и, что самое любопытное, даже по такому фактору, как инновации, - комментирует Хэндлер. - Единственный положительный фактор — это восприятие российской макроэкономической среды. Здесь Россия впереди всех стран, представленных в списке Бразилия, Индия, Мексика, Польша, Турция, за исключением Китая. В России сейчас подключено к Интернету около 10 миллиардов физических устройств, из них 80 % являются традиционными. К 2022 году их количество вырастет до 50 миллиардов, а уже к 2020 процент традиционных составит 31%. Задача кластеров состоит в том, чтобы помочь участникам воспользоваться Всеобъемлющим Интернетом, для того чтобы получить свою долю в большом пироге прибыли, сосредоточившись на тех бизнес-сценариях, которые мы рассматриваем».
В чём прямая взаимосвязь Всеобъемлющего Интернета и кластеров? Какая от него польза в данном направлении экономики? На частном уровне это: "умная" инфрастуктура, инновации в рабочем процессе, эффективное упраление цепочкой поставок, повышение качества обслуживания клиентов и персонализация общения. Государственный сектор выиграет в плане "умных" коммунальных услуг (сети электропередач, переработка мусора и водоочистка), сервисов сферы труда ("умные" здания, работа в объединенннной среде, упраление транспортными перевозками, ШПД) и общегражданских сервисов (общественный транспорт, парковка, безопасная окружающая среда, освещение). Помимо Сети подразумевается и развитие таких направлений, как технологическая и физическая инфраструктуры, сервисы по экспертной и финансовой поддержке, обеспечение развития не только бизнес- , но и и городской среды, поддержка R&D, маркетинг и PR кластера.
По данным сайта Министерства экономического развития РФ 28 августа 2012 г. поручением Председателя Правительства Российской Федерации №ДМ-П8-5060 утвержден перечень инновационных территориальных кластеров . В перечень включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора. Охвачены Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Сибирский, Уральский и Дальневосточный федеральный округа.Кластеры ИКТ, непосредственно связанные с медициной и фармацевтикой: Новосибирская и Томская области, Саровский инновационный кластер в Нижегородской области--суперкомпьютерные, ядерные и лазерные технологии. Есть кластеры нефтехимического, титанового и аэрокосмического направления.
Менеджер по развитию бизнеса Cisco Владимир Сухоруков, подтвердил, что обычно финансируют проекты государство и компании — мировые лидеры.
Что касается степени развития бизнес-кластеров, то по данным World Economic Forum Global Competitiveness Report в списке из 33 стран Россия находится на 30-м месте, после неё только Литва, Грузия и Украина.Первое место занимают Тайвань и Китай.США только на 9-м, а Япония на 4-м.
В рамках проекта "Сколково" создано 5 кластеров в сфере информационных, биомедицинских, энергоэффективных, ядерных и космических технологий.По словам спикеров, зрелость любого типа кластеров наступает через 10 лет. Но электронные могут дать эффект уже через 2 года, а вот эффективность проектов, подобных Кремниевой долине, можно будет оценить только через 40-50 лет.
Читайте также:
Внесены поправки в законодательство Казахстана в области цифровизации и связи
В Казахстане приняты поправки в Закон о связи
Итоги инновационного развития Казахстана в 2023 году
«Сколково» и Минобрнауки ускорят внедрение отечественных технологий
Определены самые инновационные регионы России в агропромышленном комплексе
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.