Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
«Экономическое чудо» за сотовой альтернативой
04 июня 2012 |
Российский рынок мобильной связи исчерпал потенциал для роста: в этой ситуации более гибко соответствовать новым реалиям удалось не «федералам», а небольшим региональным сотовым компаниям, которые в первом квартале текущего года показали максимальный рост.
Аналитики АС&M Consulting по итогам первого квартала 2012 года констатировали достаточно серьезный факт: российскому рынку сотовой связи дальше расти «некуда». Формально это выразилось в том, что прирост совокупного дохода от телекоммуникационных услуг в России упал ниже ИПЦ (индекса потребительских цен) впервые с 2008 года. А то обстоятельство, что в отрасли мобильной связи фактический рост доходов составил всего около 1% в годовом исчислении (если принять ИПЦ за 2011 год равным 6,1%), эксперты назвали и вовсе «обескураживающим».Для участников мобильного рынка наиболее негативным является разрыв между чистым приростом абонентской базы и валовым объемом продаж. В 2011 году российский рынок расширился на 8 млн. абонентов мобильной связи (в 2010 году прирост составил 11 млн., в 2009 году – 20 млн.). В то же время совокупный валовой объем продаж российских мобильных операторов в 2011 году превысил 110 млн. номеров, что означает общий годовой отток абонентов свыше 50%.
Несмотря на падение показателей чистого прироста абонентской базы, валовые
продажи очень существенно выросли за последние 3-4 года. «Очевидно, что
лихорадочный процесс привлечения абонентов сводит к нулю приращенную выручку и
подразумевает значительную себестоимость продаж для операторов мобильной
связи», - говорится в отчете АС&M Consulting.
«Большая тройка» не оставила это обстоятельство без внимания, и уже в конце 2011 года приняла меры, которые характеризуются обозревателями рынка как «беспрецедентные». В частности, операторы отказались от выплаты одноразовых комиссионных косвенным каналам сбыта (сотовой рознице), предложив взамен процент от среднего полугодового дохода вновь подключенного абонента.
В результате впервые в истории российского рынка мобильной связи совокупная
известная абонентская база сократилась - это произошло в первом квартале
2012-го. Однако значительное уменьшение числа абонентов наблюдалось в сетях
МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона», в то время как Tele2 и другие региональные
игроки сумели показать небольшой положительный прирост.
Доли рынка по числу абонентов остаются довольно стабильными без заметной
динамики: с 2009 года доля МТС уменьшилась (с 33,4% до 30,7%), «Вымпелком»
остался практически на прежних позициях (24,5% против 24,6%), а «МегаФон» и
Tele2, будучи самыми агрессивными игроками на рынке, незначительно расширили
свою долю (первый с 24,2% до 27,3%, а второй с 7% до 9,3%) .
Что касается слагаемых прибыли, то операторам хоть и удается увеличить объем голосового трафика, но в основном за счет введения тарифов с бесплатным или сильно субсидируемым голосовым трафиком внутри сети, считают в АС&M. При этом средние доходы от голосовых услуг на одного абонента не растут, что, впрочем, компенсируется увеличением объемов мобильной передачи данных и расходов абонентов по этой статье.
Совокупный средний доход на абонента (ARPU) в результате остается неизменным, а общий прирост дохода от мобильных услуг в 2011 году составил около 7% (в рублях) и 11% (в долларах США).
«МегаФон» все еще опережает «Вымпелком» по доходам от мобильных услуг, но лишь с незначительным отрывом. МТС сумела слегка упрочнить свои позиции с точки зрения доходов. «Tele2» увеличила свою долю рынка за счет агрессивного географического расширения.
Интересно, что лидером по темпам роста доходов является «Tele2»: причем в
первом квартале 2012 года этой компании удалось существенно превзойти
показатели конкурентов.
Tele2 догоняет «большую тройку» с точки зрения рентабельности до уплаты налогов, процентов и начисления амортизационных отчислений. «С учетом роста дохода, выраженного двузначной цифрой, и активного географического расширения, мы видим выдающийся случай высокой эффективности и настойчивости», - признают эксперты АС&M Consulting.
Источник: Telecom Daily
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.