Рубрикатор |
Все новости | Новости выставки |
Убережем детей от угроз Сети
27 апреля 2010 |
Михаил КОНДРАШИН, эксперт по продуктам и сервисам компании Trend Micro дал интервью журналисту "ИКС".
Интернет испытывает на прочность многие аспекты нашей культуры. В сфере авторского права, приватности, безопасности приходится искать новые решения. Обезопасить пребывание детей во Всемирной паутине должно помочь интернет-сообщество.
За свою историю человечество выработало огромное количество способов оградить себя от всевозможных угроз: не селиться в неблагополучных кварталах, запирать входную дверь на ключ, не доверять незнакомцам своих детей. С приходом Интернета в каждый дом ситуация кардинально изменилась. В информационном пространстве каждый интернет-пользователь оказывается в непосредственной близости к ворам, аферистам, педофилам. Ведь злоумышленники имеют те же средства работы с Интернетом, что и добропорядочные пользователи, – компьютеры и выделенные интернет-линии.
Но несмотря на то что Интернет – техническая инфраструктура, ошибочно надеяться решить какие-либо морально-нравственные проблемы техническим путем. Интернет – это сеть, объединяющая не компьютеры, а людей. Всех людей, с их достоинствами и недостатками.
Вместе с тем не стоит полагать, что использование Интернета столь ужасно, что от него нужно отказаться. Отнюдь! Интернет вошел в нашу жизнь всерьез и надолго. Он породил огромное количество принципиально новых возможностей, перевешивающих потенциальные неприятности. Сказанное не означает, что угрозы, исходящие из Интернета, следует принимать как неизбежное зло и смириться с ними. Все интернет-угрозы надо устранять, но есть одна категория пользователей, которая настолько уязвима, что на их защиту необходимо бросить все наши силы незамедлительно. Речь идет, разумеется, о детях.
Дети в Интернете
Если для взрослых пользователей Интернета отрицательный опыт может заключаться в получении нежелательных посланий или потере денег при атаке хакера, то для детей уровень угроз намного серьезнее. Ребенок может столкнуться в Интернете с такими неприятностями, которые повлияют на его развитие как личности или помешают ему в будущем получить образование, сделать карьеру.
Осознавая важность проблемы, необходимо предпринять меры, которые по возможности оградят подрастающее поколение от «тлетворного влияния» Интернета. Не стоит уповать на законодательство, которое настолько неповоротливо по своей природе, что пока будет принята система законов, эффективно регулирующих Интернет, успеет вырасти не одно поколение интернет-пользователей. По этой причине нужно воспитывать в детях культуру поведения в Интернете, объяснять, что здесь, как и в реальной жизни, есть свои правила и ограничения. Привить детям необходимые навыки, несомненно, должны родители и школа, но есть еще одна сторона, которая могла бы помочь в этом благородном деле. Это поставщики интернет-услуг, хостинг-провайдеры, разработчики социальных сетей, в общем, так называемое интернет-сообщество. Именно интернет-сообщество, чувствуя на себе груз социальной ответственности за подрастающее поколение, могло бы посодействовать в нейтрализации некоторых угроз.
При этом нужно отдавать себе отчет в том, что большинство проблем, с которыми сталкивается ребенок, имеют не техническую природу. Следовательно, не может существовать каких-либо программно-аппаратных средств защиты, решающих подобные проблемы полностью. Действительно, наивно рассчитывать на то, что какие-то программные коды помогут правильно воспитать ребенка «поколения Интернет». Тем не менее не стоит списывать со счетов всевозможные средства, которые не допускают детей на опасные сайты и ограничивают время работы в Интернете.
Какие же аспекты онлайн-реальности представляют для ребенка наибольшую угрозу? Какие навыки и знания необходимо привить ребенку, чтобы защитить его от опасностей Интернета? И главное, какую роль в этом могли бы сыграть члены интернет-сообщества?
Неподобающий контент
Когда говорят об интернет-угрозах, то в первую очередь вспоминают о вирусах и других видах вредоносного кода. Но с точки зрения опасности для детей вирусы второстепенны. Они, в конечном счете, вредят компьютеру, а не тому, кто на нем работает.
Наиболее очевидная угроза для детей в Интернете – порнография. Она «хороша» тем, что для ее устранения уже разработаны и предлагаются на рынке различные решения. Было бы неплохо, если бы родители могли получить возможность закрыть доступ к неподобающему на их взгляд контенту, не приобретая антивирус с функцией блокировки порносайтов, а в виде сервиса от своего интернет-провайдера. При таком подходе защита стала бы гораздо доступнее, ведь далеко не всегда родители обладают соответствующей квалификацией, чтобы установить средство защиты и настроить его.
Интернет-зависимость
Одна из бед XXI века – интернет-зависимость молодежи. Интернет предлагает легкие пути самореализации и самоутверждения для подростков, и в результате дети проводят за компьютером все свое свободное время. Очевидно, что это совершенно недопустимо, так как никакие бонусы, заработанные в онлайн-игре, ничего не дадут для развития ребенка; десятки или даже сотни «друзей» в социальной сети не стоят одного-двух настоящих друзей.
Сложно сказать, как при помощи интернет-сообщества отвратить ребенка от онлайн-игры или от социальной сети. Тут, скорее, нужно участие родителей и школы, которые помогут сформировать здоровую систему ценностей. Тем не менее у интернет-сообщества есть простые механизмы, способные дать родителям шанс убедить ребенка отойти от компьютера. Таким механизмом может стать ограничение времени, ежедневно проводимого ребенком в Интернете. Подобный сервис мог бы быть включен в специальный тарифный план.
Приватность
Умение ценить собственную приватность приходит к детям достаточно рано, когда у них появляются маленькие секреты от родителей. К сожалению, при использовании Интернета даже взрослым зачастую непросто понять, какие действия потенциально могут нарушить неприкосновенность их личной жизни.
Недавнее исследование, проведенное компанией Trend Micro, в ходе которого были опрошены 500 родителей, показало, что треть респондентов полагают, что могут удалить информацию, размещенную в Интернете. Нужно отдавать себе отчет, что все, что выложено в Интернете даже в режиме «только для друзей», может со временем всплыть в самом неудачном контексте: ничто не мешает «друзьям» из самых лучших побуждений сохранить некие фотографии локально, а потом разместить их где-нибудь публично. Не будем забывать, что в контексте семьи компрометирующие фото нередко выглядят «прикольно», и не более того. Кто думает о том, что в будущем решит работодатель, если ему попадет подобное фото?
Наверное, было бы неплохо, если бы всевозможные онлайн-сервисы, предоставляющие возможность размещения приватной информации, предупреждали пользователей о том, что по-настоящему «скрытых» данных и «закрытых» фотоальбомов в Интернете не бывает. И уж точно эти альбомы не настолько защищены, как традиционные альбомы с напечатанными фотографиями 10 x 15, стоящие дома на полке.
Уважение к авторскому праву
Один из парадоксов информационного общества заключается в том, что основной ценностью признается информация, но инструменты для простого копирования защищенных авторским правом материалов вполне общедоступны. Совершенно очевидно, что и модели традиционного «копирайта», и свободные лицензии, такие как Creative Commons, GNU, BSD, будут сосуществовать, поэтому у подрастающего поколения необходимо формировать уважение к чужим правам на интеллектуальный или творческий продукт. В первую очередь нужно привить ребенку уважение к своему авторскому праву и навык осознанного предоставления или не предоставления своих творений в свободное публичное использование.
Так как творческий процесс зачастую протекает непосредственно на серверах социальных сетей и прочих UGС-сайтах, то важно, чтобы в дизайне подобных сайтов была возможность явно указать желаемую лицензию с кратким описанием ее смысла.
Может быть, понимание ценности авторского права и того факта, что его нарушение является преступлением, удержит детей от предоставления в общий доступ музыкальной коллекции, размещенной на компьютере локально.
Анонимность в Интернете
Для начинающих пользователей одним из самых любопытных свойств Интернета оказывается полная анонимность. Играя в онлайн-игры, регистрируясь на сайтах социальных сетей, подключаясь к чатам, можно представляться кем угодно и играть в виртуальном пространстве любую роль. Подобная анонимность порождает у пользователей ложное ощущение безнаказанности и провоцирует на такие противоправные действия, которые в реальной жизни, скорее всего, не пришли бы даже в голову.
На деле же анонимность в Интернете не такая уж абсолютная. Если поступки пользователя могут быть квалифицированы как нарушающие одну из статей УК, то анонимность, на которую рассчитывал беспечный преступник, – не более чем иллюзия. Особенно, когда в дверь постучат сотрудники отдела К.
Было бы неплохо, если бы сайты социальных сетей, онлайн-форумы, чаты и интернет-провайдеры недвусмысленно объясняли, что за клевету, хамство и другие подобные действия в онлайне придется отвечать по «офлайн»-законодательству.
Наверное, эра «безопасного» Интернета наступит еще не скоро. Может быть, и не стоит к этому стремиться? Ведь безопасный Интернет уже не будет свободным, а ведь именно свободный доступ к информации – один из краеугольных камней демократии и свободы в широком смысле слова. Тем не менее очевидно, что дети не являются полноправными субъектами демократических свобод и взрослые должны для них сформировать благоприятную информационную среду. Такая среда, не ограничивая тягу детей к знаниям, должна по возможности оградить их от неприятностей и неподходящих знакомств.
В настоящее время в России идет здоровый процесс разработки и коллективного подписания нескольких деклараций, хартий, общественных соглашений между участниками интернет-сообщества, формирующих современный взгляд на проблему с точки зрения ИТ-профессионалов. Будем надеяться, что в дальнейшем на основе деклараций и общественных соглашений будут разработаны разумные законодательные акты, которые обеспечат защиту детей, но не ограничат права и свободы их родителей.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.