Рубрикатор |
Все новости | Интервью |
Межрегиональный оператор против предубеждений
05 апреля 2010 |
В контексте бизнеса большого оператора, по старинке именуемого традиционным, инфраструктура и сервис - не альтернатива, а данность, необходимое условие для развития, которое неизбежно замыкается на регуляторных ограничениях. «У вас есть пять пальцев – какой из них вам не нужен и какой из них главный?» - такова в переводе на бытовой язык бизнес-позиция Руслана ТАНАШЕВА, заместителя гендиректора – коммерческого директора «Южной телекоммуникационной компании».
- Значение собственной современной и развитой инфраструктуры трудно переоценить. В нашем случае «труба для трафика» является обозначением того факта, что мы единственный на юге России оператор, располагающий собственной инфраструктурой во всем регионе. Везде! Нам не нужно обращаться к другому оператору для достижения каких-либо телекоммуникационных целей. Мы заботимся о своей инфраструктуре, модернизируем и постоянно развиваем её. Простой пример: в этом году мы завершили строительство Межрегиональной Транспортной Сети по всей территории Юга России – а это более 5 000 км оптоволоконного кабеля и 10-Гигабитная сеть передачи информации, которая покрывает всю территорию нашей лицензионной зоны и имеет разветвленную структуру внутри 10 субъектов Южного и Северо-Кавказсуого Федеральных округов. Это во-первых.
Во-вторых, на рынке бытует серьезное заблуждение, что межрегиональные компании «Связьинвеста» являются неповоротливыми монстрами, которым что-то там в наследство досталось, они сидят на этом и не развиваются. Некоторые новые операторы, некоторые корреспонденты и некоторые аналитики не хотят видеть того, что МРК связи давно стали лидерами инновационного рынка. Инновационная составляющая МРК под названием ЮТК заключается в том, что она имеет первенство на юге России практически во всех новейших технологиях. Как вы знаете, IPTV, до сих пор воспринимаемое многими операторами как новация, в ЮТК работает более трех лет. Применение DWDM многие считают технологическим прорывом, у нас давно реальность. Построение сетей телефонной связи на базе SoftSwitch реализовано, весь спектр технологий широкополосного доступа, xDSL, FTTx и PON освоен и применяется. Практически все технологии современной связи не только прошли апробацию, но и стали базовыми для профессиональных услуг именно в МРК в том числе и ЮТК. Многие уже забыли, что все без исключения операторы мобильной связи поднялись из МРК, на её инфраструктуре, при непосредственном участии специалистов МРК.
Отсюда наше основное конкурентное преимущество: мы оператор на юге страны, который все свои сервисы развивает на базе собственной инфраструктуры связи, предоставляя весь комплекс услуг. Причем наполняет сеть собственными сервисами. Вот и получаем мы оператора «Южная телекоммуникационная компания» со спектром технологий от раритетных вроде проводного радио и телеграфа до FTTx и SoftSwitch – и ведь все работает, поддерживается и предоставляется. Вот вам набор сервисов, вот вам «труба» и вот вам позиция оператора.
- Где та призма, что искажает в общественном и профессиональном сознании картинку бизнеса традиционного оператора?
- У МРК есть серьезные обязательства перед государством, серьезные ограничения в деятельности, устанавливаемые регулирующими органами. МРК связи один из немногих участников рынка связи действующий «по букве закона» и несущий ответственность в полном понимании этого слова. Локальный пример: государство регулирует и устанавливает тарифы на местную и зоновую связь, межоператорские услуги, пристально следит за нашими действиями на рынке нерегулируемых услуг.
Основная цель – гармоничное развитие всех участников рынка и демонополизация ранка услуг связи. Администрации в области связи разрабатывают и контролируют исполнение нормативных актов, регламентирующих действия всех участников рынка связи и большая часть этих регламентов касается именно ЮТК.
Свободная интерпретация, некоторыми участниками рынка, обязательств ЮТК, нечеткое прописывание требований и ответственности новых операторов, выходящих на рынок, как раз и создает одну из граней той призмы, через которую искажается в общественном и профессиональном сознании картинка бизнеса традиционного оператора.
Этот список граней довольно обширный, как обширна территория на которой работает ЮТК.
- Согласитесь: технологические инновации – одно дело. Другое – ставка на сервисы как часть бизнеса, как часть экономической деятельности компании. Готовы ли развеять предубеждение рынка?
- О сервисах можно говорить сколько угодно. Допустим, наличие в рамках широкополосного доступа к сети Интернет Diesel IPTV – это сервис? Восемь способов оплаты услуг связи -- какой оператор может предложить? Универсальное платежное средство ЮТК «Карта №1» позволяет заплатить за все услуги, включая Wi-Fi-доступ. Живя и работая в Краснодаре, я могу по карте оплачивать услуги ЮТК, получаемые моими родителями в Нальчике. Этот универсальный инструмент, индифферентный к административным границам, позволяет не только платить, но и получить услугу, например, услуги местной телефонной связи, предоплаченную междугородную связь, услуги доступа в Интернет, услуги цифрового телевидения, все услуги ЮТК. Таким образом, нашу технологическую продвинутость мы сконцентрировали в этом сервисе. Или возьмем наш кабинет управления услугами, ВЦОК (виртуальный центр обслуживания абонентов) – с его помощью можно управлять не только ШПД-сервисами, что давно не новость, но и услугами традиционной телефонии, что непросто с учетом особенностей сегодняшнего регулирования. Разумеется, как любая сложная система, интегрирование всех функций управления услугами, должно быть проверено рынком. Это итерационный процесс выявления и исправления ошибок.
Разумеется, мы ощущаем сильное воздействие мобильной связи на наш бизнес (у ЮТК нет мобильных активов. – Прим. Ред). В целях его компенсации, с одной стороны, делаем ставку на высокоскоростной и надежный широкополосный FTTх-доступ – единственный на сегодня инструмент, который демонстрирует возможности фиксированного оператора перед мобильным. С другой стороны, мы развиваем «заменители» мобильных услуг и готовимся иметь свой беспроводный бизнес. В нашем арсенале есть конвергентные услуги «городской мобильный» и «Disel-Fly», оказываемые совместно со «Скайлинк»: его специально подготовленные трубки имеют дополнительный – городской номер, а USB-модем могут работают в сети Интернет по ТП Disel.
Сейчас много говорят о мобильном Интернете. Если каждый из нас проанализирует собственное пользование Интернетом, то обнаружит, что он на самом деле не мобильный клиент, а «условно стационарный». Очень малая часть активных пользователей работают в сети непосредственно в движении. Большинству клиентов нужна не мобильность Интернета, а так сказать, его локализация в местах временного пребывания, например, в студенческой аудитории, на даче. Поэтому мы расширяем свой набор сервисов, предлагая в офисах продаж ЮТК услугу «Diesel Fly» -- подключение мобильного Интернета посредством USB-модема «Скайлинк» с единым лицевым счетом абонента ЮТК. Абонент получает возможность использовать и оплачивать с единого лицевого счета, дома или на работе доступ в Интернет по технологии фиксированного оператора, а в локациях временного пребывания и в процессе движения, по технологии мобильного оператора.
И это не весь перечень сервисов, которые ЮТК предоставляет своим абонентам.
- Удовлетворены ли вы темпами развития услуг и их качеством?
- Нет! Вопрос для нас архи актуальный, но и невероятно сложный! Попробую пояснить. На темпы развития услуг в большей степени влияет техническая политика, поддерживаемая инвестиционными возможностями в сочетании с тарифной политикой, то есть ценой на услугу. В настоящее время самым больным вопросом для наших клиентов стоит именно цена наших услуг, в особенности доступа к услугам сети Интернет. Тарифные предложения на услуги доступа к сети Интернет ЮТК формирует исходя из изменений конъюнктуры рынка, себестоимости предоставления услуг, в том числе затрат на покупку трафика магистральных операторов.
Существенными факторами при определении стоимости для конечных пользователей услуг доступа к сети Интернет являются: стоимость внешнего трафика сети Интернет, который ЮТК покупает у магистральных провайдеров и эксплуатационные затраты на обеспечение его доставки до абонентского терминала потребителя.
С экономической точки зрения, чем удаленнее населенный пункт, в котором находится абонент, от места приобретения трафика у магистрального провайдера, тем выше затраты ЮТК на доставку трафика до оконечного устройства, принадлежащего абоненту. Несмотря на значительное расхождение цен на поставляемый нам магистральными провайдерами трафик сети Интернет, мы снижаем дисбаланс стоимости для конечных потребителей за счет оптимизации собственных издержек и концентрации точек закупки трафика в пределах своей лицензионной территории. Это дает нам возможность уже сейчас значительно снизить цены на услуги доступа к сети Интернет по сравнению с 2008 -2009 г.г.
Но проводить эту работу ускоренными темпами пока не удается. В чем причина? Как показывает практика, снижение цены на услуги доступа к сети Интернет, без адекватного развития инфраструктуры связи (увеличения пропускной способности существующих каналов связи, прокладки новых линий связи, замены устаревшего оборудования), приводит к изменению направленности обоснованного недовольства абонентов. Жалобы на высокую стоимость предоставления услуг трансформируются в жалобы на плохое качество предоставляемых услуг, в связи с резким увеличением нагрузки на неподготовленную инфраструктуру связи. Именно с этой проблемой сталкивается ЮТК с начала этого года.
Другая проблема связана с отсутствием развитой инфраструктуры связи на селе. Учитывая, что сельские сети ЮТК являются нерентабельными, стоимость услуг доступа к сети Интернет в сельской местности снижается не достаточно высокими темпами. Не привлекательность этого рынка приводит к тому, что новые операторы не хотят идти на сельский рынок услуг связи и вся нагрузка по развития лежит исключительно на ЮТК. При этом ЮТК остается единственным объектом критики и внимания контролирующих органов.
Тарифная политика ЮТК в части услуг доступа к ресурсам сети Интернет направлена на планомерное снижение их стоимости. Темпы снижения увязаны с развитием инфраструктуры связи конкретного муниципального образования, уровнем необходимых инвестиций и уровнем эксплуатационных затрат на предоставление услуги конечному пользователю. В этом направлении ЮТК ведет постоянную работу, понимая всю полноту ответственности, результатом которой является снижение тарифов на услуги доступа к сети Интернет и подготовка к введению единого для всего Юга России тарифного плана.
- Широкополосный доступ дешевеет, динамика доходов от интернет-трафика имеет тенденцию к снижению (отметим при этом, что доходы от новых услуг и сервисов в ЮТК в 2009 г. выросли на 30% -- выше рынка). А что потом?
- Потом Интернет будет бесплатный. Подчеркиваю, именно доступ к информационным ресурсам законного происхождения в сети Интернет. Доступность Интернета, в части установления справедливой цены, в том числе и бесплатный доступ, должен касаться не сегодняшнего понимания Интернета, где 70% трафика рождается желанием абонентов получить нелицензионное ПО, пиратскую видео и аудио продукцию, информацию категории «НЮ». Доступность Интернета должна быть, в моем понимании, обеспечена для целей реализации права гражданина на доступ к информации имеющей общечеловеческие ценности, законное происхождение и необходимой в удовлетворении социальных нужд. При решении этой проблемы, хочется надеется, что государственные органы принимающие регулирующее воздействие на развитие рынка доступа к услугам сети Интернет обратят на это внимание.
- Голос в фиксированных сетях стремительно падает, Интернет станет бесплатным. За счет чего будет жить компания ЮТК?
- Расскажу. Сейчас у нас 550 тыс. абонентов широкополосного доступа. Мы планируем, что к концу 2010 г. будет около 700 тыс. При этом мы не ставим задачи большого роста массы доходов только по одной причине: мы ожидаем серьезное изменение цены услуги. Интернет дешевеет в разы. От доступа к услугам сети Интернет ЮТК получает чуть более 25% всего дохода. Но у нас есть четкое понимание сервисов и услуг, о котором я говорил выше.
Почему вполне конкретная услуга предоставления доступа в сеть Интенет у нас, операторов, потеряла всякие разумные границы и трансформировалась в нечто аморфное, по сути в целый спектр услуг? – большой для меня вопрос. Продав абоненту услугу доступа в Интернет, мы под этой «шапкой» предлагаем ему и передачу данных, доступ в мультимедийные библиотеки не являющимися публичными, обмен файлами между компьютерами абонентов, но называем это Интернет.
Раньше достаточно высокая стоимость доступа позволяла не разделять эти понятия. А вот когда Интернет станет очень дешевым или вообще бесплатным, станет актуальным понимание того, что это понятие объединяет разные сервисы. Вот такое понимание и такой подход уже рождается у операторов. И это предстоит объяснить абоненту. Это мое личное видение ситуации. Возможно оно сильно радикально, но это правда!
Большое заблуждение состоит в том, что традиционный оператор способен снижать тарифы только под внешним воздействием, например регулятора рынка. Снижение тарифа на Интернет происходит по мере развития инфраструктуры. А вот когда на оператора давят, возникает дисбаланс: повальное снижение тарифов на услугу невозможно совместить с развитием инфраструктуры для предоставления этой услуги.
Оператор ЮТК, работающий в двух федеральных округах, не имеет возможности конкурировать по цене на услугу с небольшим поставщиком узкого спектра услуг, захватывающим рынок в одном микрорайоне или городе: он будет вынужден снизить цену на услугу на территории всего субъекта Федерации. Это не позволит ему продолжать дальнейшее развитие регионов, куда небольшой поставщик даже и не думает вкладывать свои деньги. Режим занятия рынка и режим ответственного развития всего региона – две большие, принципиальные разницы. Кроме того, большой оператор должен довести оптику до населенных пунктов, где кроме магазинов «Хлеб» и «Вино» ничего нет. Он должен дать в местную школу Интернет по проекту «Образование», в больницу – по проекту «Здравоохранение», по программе «Электронное правительство» -- в органы государственной власти и управления, в библиотеки и социальные учреждения. И эта сфера деятельности важна и, как сейчас говорят, статусная почему-то только для традиционных операторов.
Но вопрос: можно ли совместить нижнюю планку тарифа на услугу и ее развитие на огромной территории и в социальных интересах? – для меня остается открытым.
Мы готовы конкурировать и на паритетной основе обмениваться ресурсами со всеми новыми операторами. Но не готовы становится плацдармом для роста новых операторов, которые освобождены от многих обязательств, в том числе и по развитию той инфраструктуры, к которой они получают доступ в целях развития своего бизнеса.
Беседовала Наталия Кий
Читайте также:
«Ростелеком» расширил каналы связи в 36 регионах России
Основано стратегическое партнерство для развития электронного правительства в странах СНГ
Казахстан экспортировал IT-решения в области развития электронного правительства в Таджикистан
Началось освоение низких орбит отечественными спутниками широкополосной связи
"Ростелеком" займется эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.