Рубрикатор |
Все новости | В СНГ и в мире |
Итоги развития рынка телекоммуникаций Казахстана в 2009 году
25 февраля 2010 |
Международное аналитическое агентство iKS-Consulting подвело итоги развития рынка телекоммуникаций РК в 2009 году и определило основные тенденции развития рынка в ближайшие годы.
Совокупный объем рынка связи в 2009 году превысил 420 млрд. тенге, что на 3% больше показателя 2008 года. При этом в 2008 году рынок в целом вырос более, чем на 10% по сравнению с 2007 годом. На замедление темпов роста экономический кризис повлиял лишь отчасти. Основные причины связаны с этапами жизненного цикла ключевых рынков услуг конечным пользователям, определяющих развитие отрасли в целом — традиционной фиксированной телефонии, сотовой связи и широкополосного доступа к сети интернет.
Фиксированная телефония
Основные показатели развития рынка фиксированной телефонии в 2009 году:
-
Совокупные доходы от услуг фиксированной телефонии, млрд. тенге — 83,2 (2009 год), -2,8% (изменение к 2008 году).
-
Доходы от услуг МГ/МН телефонии, млрд. тенге — 52,1 (2009 год), -8,8% (изменение к 2008 году).
-
Количество абонентских линий, млн. ед. — 3,8 (2009 год), +8,6% (изменение к 2008 году).
-
Проникновение в сегменте домохозяйств, % — 63% (2009 год), +4% (изменение к 2008 году).
-
Среднее количество телефонных линий на предприятиях, ед. — 4,9 (2009 год), +1,8% (изменение к 2008 году).
Если в течение предыдущих лет рынок фиксированной телефонии демонстрировал снижение темпов роста доходов, то в 2009 году произошло снижение доходов от данного вида услуг в абсолютном значении. Сокращение объема оказанных услуг на фоне роста числа абонентских линий связано со следующими факторами:
-
Снижение доходов от наиболее дорогостоящих услуг — МГ/МН телефонии. В результате спада деловой активности предприятий в условиях экономической нестабильности снизилась сама потребность в звонках в ближнее и дальнее зарубежье. Кроме того, предприятия стремятся оптимизировать свои затраты на МГ/МН переговоры за счет использования услуг на базе IP-телефонии (как «карточной», так и интернет-телефонии), качество которых в последнее время заметно улучшилось.
-
Насыщение рынка и рост преимущественно за счет телефонизации сельской местности. Учитывая, что городские домохозяйства составляют 54% от общего числа казахстанских домохозяйств, потребность городских жителей в традиционной телефонии при уровне проникновения 63% можно считать полностью удовлетворенной. В корпоративном сегменте подключение новых телефонных линий соответствует естественному росту числа активных предприятий. При этом среднее количество линий, используемых одним предприятием, остается стабильным.
-
Замещение традиционной телефонии сотовой связью. Снижение тарифов на звонки в ближнее и дальнее зарубежье сотовыми операторами в купе с повсеместным распространением сотовой связи способствуют перетоку трафика из фиксированных сетей в сотовые, причем весьма активными темпами.
Сотовая связь
Основные показатели развития рынка сотовой связи в 2009 году:
-
Объем рынка сотовой связи, млрд. тенге — 236,9 (2009 год), +7,8% (изменение к 2008 году).
-
Количество зарегистрированных абонентов, млн. — 16,47 (2009 год), +3,5% (изменение к 2008 году).
-
Количество активных абонентов, млн. — 14,4 (2009 год), +8,2% (изменение к 2008 году).
-
Номинальное проникновение, % — 104% (2009 год), +1% (изменение к 2008 году).
-
Реальное проникновение, % — 90,5% (2009 год), +5,2% (изменение к 2008 году).
-
Доходы от VAS, млн. тенге — 30,1 (2009 год), +18,3% (изменение к 2008 году).
Несмотря на то, что приток новых абонентов в сети сотовой связи практически прекратился по причине естественного насыщения рынка, совокупные доходы операторов все же имели положительную динамику, хотя темпы роста доходов существенно снизились по сравнению с предыдущими годами. Сохранить рост доходов сотовым операторам удалось в виду следующих факторов:
-
Рост числа активных абонентов. Стимулирование операторами более интенсивного и регулярного пользования своими услугами абонентов, а также проведение мероприятий по повторному привлечению ранее подключенных, но ныне неактивных абонентов, позволило увеличить число «платящих» абонентов.
-
Увеличение потребления дополнительных (VAS) услуг. Доходы от VAS росли в 2009 году опережающими темпами по сравнению с общими доходами сотовых операторов. В первую очередь, это связно с активизировавшимся потреблением услуг мобильной передачи данных и продвижением нового типа мобильного доступа — посредством USB-модемов. С другой стороны, общее стремление потребителей к оптимизации своих затрат на связь повлияло на рост использования SMS, возродив отношение к коротким сообщениям как к более дешевой альтернативе телефонным звонкам.
-
Приток трафика из сетей фиксированной связи. Удобство и постоянное снижение стоимости услуг сотовой связи стимулируют их использование на психологическом уровне, даже при условии наличия «проводного» доступа к тем же сервисам.
Широкополосный доступ к сети интернет
Основные показатели развития рынка ШПД в 2009 году:
-
Объем рынка ШПД, млрд. тенге — 27,7 (2009 год), +33,8% (изменение к 2008 году).
-
Количество абонентов ШПД, тыс. — 507,1 (2009 год), +48,2% (изменение к 2008 году).
-
Проникновение ШПД среди активных предприятий, % — 39% (2009 год), +11,4% (изменение к 2008 году).
-
Проникновение ШПД среди домохозяйств — 9% (2009 год), +50% (изменение к 2008 году).
Приведенные показатели подтверждают, что рынок ШПД развивался в 2009 году наиболее динамично. Между тем, хотя показатели проникновения услуги в корпоративном и частном сегментах номинально невысоки, наблюдается значительное отставание темпов роста доходов от темпов роста абонентской базы. Это связано с тем, что рост осуществляется за счет все менее доходных абонентов как среди предприятий, так и среди домохозяйств.
При оценке перспектив роста рынка ШПД важно учитывать следующие особенности:
-
Структура корпоративного рынка. Количество крупных и средних предприятий — наиболее активных и высокодоходных абонентов — составляет всего 12% от общего числа активных предприятий, и они уже охвачены услугами ШПД более, чем на 90%. Таким образом, приток новых абонентов происходит исключительно из числа малых предприятий.
-
Структура рынка частных пользователей. Рынок ШПД формируется, прежде всего, в городах, жители которых составляют чуть более половины всего населения РК. Поэтому проникновение ШПД в пересчете на городские домохозяйства составляет уже 17–20% (в зависимости от региона), что по опыту других стран означает первичное насыщение рынка и необходимость более активного стимулирования спроса на ШПД для сохранения высоких темпов роста числа абонентов.
-
Привлечение новых клиентов с меньшим уровнем платежеспособности требует от операторов постепенного снижения тарифов. В условиях, когда операторы еще не научились зарабатывать на сервисах в интернете и формируют свои доходы исключительно за счет сбора платы за доступ к сети, неизбежно снижение показателя средней доходности абонентов ШПД. Кроме того, конкуренция между фиксированными и мобильными сетями будет усиливаться не только в отношении голосовых услуг, но и в части передачи данных, что потребует от провайдеров фиксированного доступа значительной гибкости.
Тенденции развития телеком-рынка РК в 2010 году
Как показывают данные о проникновении основных услуг связи, предприятия и домохозяйства оснащены ими в достаточной степени, а доступ к услугам связи как таковой теряет в глазах потребителей свою ценность, становясь обыденным и обязательным явлением повседневной жизни. Таким образом, конкурентная борьба за клиента и его бюджет на связь в ближайшие годы будет происходить не на уровне операторских сетей, а комплексных сервисных предложений, характеризующихся удобством в использовании и контентным наполнением. Наиболее остро конкуренция проявится между услугами в фиксированных и мобильных сетях. По мнению iKS-Consulting, наиболее ярким трендом 2010 года будет развитие услуг мобильной передачи данных как самостоятельного сегмента рынка. Причем «двигать» этот рынок будут не только сотовые операторы, но и провайдеры фиксированного доступа, разворачивая мобильные сети.
Стагнация рынков традиционных услуг связи будет требовать от операторов решительных действий по части расширения спектра предоставляемых услуг и/или географии присутствия. В связи с этим в отрасли усилятся интеграционные процессы, которые проявятся в виде партнерских соглашений по совместному предоставлению комплекса услуг, а также слияний и поглощений компаний. Для крупных операторов в настоящее время существуют благоприятные возможности для приобретения региональных операторов, имеющих локальный бизнес и наиболее остро испытавших последствия финансового кризиса в виде недостатка средств для дальнейшего развития.
В целом казахстанский телеком-рынок входит в стадию трансформации ценностей услуг связи для потребителей. Мировой опыт свидетельствует, что развитие сетевой инфраструктуры экономически эффективно лишь в случае наполнения этих сетей прикладными потребительскими сервисами. Таким образом, актуальность вопросов взаимодействия между операторами связи, контент- и сервис-провайдерами в ближайшее время существенно возрастет.
Источник: PROFIT
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.