Рубрикатор |
Все новости | Новости компаний |
Информатизация начинается с головы
10 ноября 2008 |
Самым актуальным из актуальных вопросов информационного взаимодействия госструктур в рамках электронного правительства является, пожалуй, отсутствие межведомственного взаимодействия
Ликвидировать этот пробел призван Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ) – государственная информационная система, обеспечивающая обмен данными в электронном виде на межведомственном уровне, интеграцию и электронное взаимодействие различных госсистем. По словам начальника отдела реестров, сертификатов, ключей, подписей Федерального агентства по ИТ Владимира Голобокова, государственные услуги, предоставляемые различными министерствами и ведомствами, во много пересекались – всего насчитывалось более 300 функций. Сегодня эти типовые сервисы объединены в 13 алгоритмов.
Полный переход органов госвласти на предоставление различных информационных услуг в электронном виде, а также внедрение единой системы межведомственного электронного взаимодействия, как сообщил на круглом столе «Информационные технологии в социальной сфере и актуальные задачи создания электронного правительства (ЭП) в России», состоявшемся во время «Инфокома», зам. министра связи и массовых коммуникаций РФ А. Солдатов, запланированы на 2015 г.
Пока же в области информатизации госсектора можно выделить следующие тенденции:
-
В последние годы госструктуры стали заметно больше использовать ИТ-системы и потреблять ИТ-услуги.
-
Но в большинстве случает это касается операционного уровня: элементарного документооборота или организации веб-портала.
-
Растет интерес госструктур к аналитическим системам и системам для повышения качества управления, а также к корпоративным стандартам управления ИТ-инфраструктурой.
-
Примеров использования аналитических ИТ-решений на стратегическом уровне пока очень мало.
На недавнем V Всероссийского форуме «ИТ-Госсектор 2008» было довольно много интересных бизнес-кейсов: проект Федеральной миграционной службы по биопаспортам, зеленоградский сценарий интеграции мобильных сервисов в работу правительства, опыт службы «единого окна» – проект Microsoft для Железнодорожного района Самары. Но наибольший резонанс вызвало, пожалуй, выступление начальника информационно-аналитического центра кабинета министров Правительства Республики Татарстан Александра Юртаева.
Административный рычаг
Обычно обсуждение темы ИТ для государства строится по схеме «постановка задачи – опыт других стран – ростки такой деятельности на российской почве». И, как сказал директор госпрограмм IBM Марат Гуриев все на том же круглом столе во время «Инфокома», «реализация электронного правительства наиболее понятна с точки зрения технологий, но не понятна со стороны других аспектов». А. Юртаев тоже говорит: «Когда во второй половине 2005 г. мы начинали проект с изучения практики российской, ближнего и дальнего зарубежья, то были под обаянием слов «байты», «серверы»…». Происходит фетишизация ИТ. Но – никто не обсуждает инструментарий сантехника, он просто работает – так и правительство, реальное или онлайновое – должно просто работать. Показателен пример США: первоначально на нужды электронного правительства там было потрачено $45 млн, и это дало эффект в 1%. В следующие три года на эти цели выделили $100 млн – но уже в рамках административной реформы: результат известен.
ИКТ-инфраструктура органов госвласти Татарстана состоит из единой государственной системы телекоммуникаций (это более 3000 абонентов, представляющих органы госвласти в 954 поселениях, подключенных по оптоволокну) и центра обработки данных правительства.
Цель проекта – «преодолеть феодальную раздробленность» и внедрить в практику работы госучреждений республики корпоративные стандарты управления. Оптимизация госуслуг направлена на то, чтобы «бегала» информация, а не граждане. Как заставить «работать» «одно окно»? Для этого были созданы электронные информаты (электронные киоски) массового самообслуживания населения, через которые человек может не только получить информацию, но и распечатать бланк документа, проконсультироваться, записаться в очередь на прием к чиновнику, осуществить платежи в госучреждения (пошлины, штрафы).
Кстати, стереотип «население не готово к восприятию услуг е-правительство» обманчив, считает А. Юртаев. Ведь вопрос стоит так: если не овладеешь компьютерными технологиями, потеряешь стабильную работу в госсекторе. Поголовное обучение госслужащих совпало с административной реформой, когда назначения на должность подписывались только после успешной сдачи экзамена по работе с ПК.
Особенность проекта в Татарстане, подчеркивает А. Юртаев, в том, что ИТ-специалисты в данном случае занимаются не ИТ-деятельностью, а реализацией административной реформы. В республике была создана вертикаль управления проектом электронного правительства, на самом верху которой – премьер-министр. Он же стал первым пользователем системы электронного документооборота.
На обывательском уровне информационное взаимодействие государства с населением представляется так: чтобы собрать пакет документов для регистрации, например, земельного участка, надо обойти 14 организаций – на это уходит полгода. Функция оформления всех документов по принципу one stop shops возложена на многофункциональные центры предоставления услуг населению. В 2007 г. было создано 18 МФЦ в 16 субъектах РФ, сегодня их 37.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.