Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Александра КРЫЛОВА | 02 сентября 2008 |
О доступности информации, ее качестве и роли журналиста в истории
Этот учебный год начался для студентов факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова необычно. С лекцией перед ними выступил И.О. Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций России. Присутствовавший в аудитории наш корреспондент вспомнил свои студенческие годы и подготовил ее конспект.
Почему было создано Министерство связи и массовых коммуникаций?
Ключевое слово в ответе на этот вопрос – термин «конвергенция». Он определяет основную тенденцию, наблюдающуюся сегодня в развитии СМИ: технические средства передачи информации утрачивают свое решающее значение, а роль контента – самой информации возрастает. Учитывая ее, крупные холдинги уже сегодня объединяют технологические активы и активы производителей контента.
Качественный контент будет нужен и для мобильного телевидения, которое запускается уже сегодня, и для цифрового ТВ-вещания, начать которое нужно обязательно до 2015 года. Переход на цифровое ТВ привлечет на российский медиарынок зарубежных игроков, и задача государственной важности – обеспечить выход наших средств массовой информации на глобальный информационный рынок.
Несколько слов об абсолютной доступности информации
В 21-м «информационном» веке в России около 1,5 млн человек, проживающих на удаленных территориях, не могут принимать ни одного телевизионного канала, для 3,7 млн человек доступен только один канал телевидения. Разумеется, уровень информированности этих россиян гораздо ниже, чем у всех остальных. И повысить его – задача государства.
Не до конца решена и задача обеспечения всех граждан страны доступом в Интернет. То, что сегодня каналы связи подведены к большинству школ, – это социальный минимум, которого зачастую не хватает даже для работы компьютерного класса. Задача текущего этапа – сделать так, чтобы Интернет был и в других местах: библиотеках, музеях, больницах. Сейчас в Минкомсвязи РФ обсуждается порог численности жителей населенных пунктов, к которым государство должно за свой счет подвести широкополосный Интернет.
Очевидно, что нужно развивать сеть пунктов коллективного доступа (ПКД), действующих в отделениях «Почты России»: почта один из тех институтов, который в нашей стране пользуется доверием. Для того чтобы помочь жителям Южной Осетии найти потерявшихся во время военных действий близких, мы в первую очередь стали восстанавливать почтовые отделения и ставить там компьютеры, чтобы людям в разрушенном городе было откуда зайти на сайт Федеральной миграционной службы и получить информацию. Такое решение помогло и помогает многим.
Интернет – свободная среда
Интернет – зона информационной свободы. Однако во многом эта информационная среда еще далека от структурированности, а местами просто анархическая. С точки зрения появления новых идей и творческих подходов это интересно. Однако у этой медали есть и оборотная сторона – проблемы с соблюдением авторских прав, в том числе и журналистов, защитой персональных данных, часто с соблюдением правил приличия и уважением к личности.
Путем жесткого регулирования этих проблем не решишь, поскольку это среда международная. Мы считаем, что интернет-сообщество должно само регулироваться, обсуждать и вырабатывать правила и нормы своего «общежития».
О роли журналиста в информационном обществе
Качество информационного продукта – зона ответственности профессиональной журналистики. Есть несколько принципов подачи информации, которым следуют качественные издания: неангажированность, несенсационность, отделение фактов от комментариев в рамках одного текста, отказ от недостоверной информации, приведение как минимум две точки зрения на то, что пишут и говорят, использование недвусмысленных и неэмоциональных заголовков.
В условиях, когда информационная среда становится еще одной средой обитания человека, к которой он пока не до конца приспособился, задача журналиста – давать читателям, зрителям, слушателям достоверную и качественную информацию, анализируя которую люди могли бы формировать свои мнения и позиции.
Относитесь к аудитории как к другу, не пытайтесь ею манипулировать, и это будет оценено по достоинству!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.