Rambler's Top100

Письма из провинции, или О школьном Интернете из неофициальных источников, Авторы статьи: Галина БОЛЬШОВА

"Несмотря на сжатые сроки и огромный объем работ, Мининформсвязи России удалось подключить к сети Интернет почти все школы страны (95%) к 1 сентября..." (из пресс-релиза, опубликованного на официальном сайте Мининформсвязи от 27 августа 2007 г.). О ходе выполнения многочисленных реформ и федеральных программ я узнаю не из победных реляций или телерепортажей - я наблюдаю эти процессы воочию. Скажу откровенно: «картинки» не совпадают разительно.

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

16.01 10:40 Михаил Климарёв :
Добрый день.
Галина, Вы знаете, я как раз понимаю суть проблемы. На мой взгляд, она заключается в привычной для журналистов пост-советской эпохи привычке выискивать "жареные" факты и, не разобравшись в сути проблемы выплескивать собственные эмоции на читателя. Причем, как правило, это делается безапелляционно с претензией на истину в последней инстанции. Давайте по пунктам:
Во-первых, скорость доступа во всех школах согласно условиям проведенного конкурса была ограничена формулировкой "не менее 128 КилоБИТ в секунду". Разъясняю: это коммуникационная скорость на участке так называемой "последней мили" между DSLAM оператора и xDSL-модема пользователя. Отвечать за гарантированную скорость доступа ко ВСЕМУ Интернет не возьмется ни один здравомыслящий оператор даже после долгих новогодних каникул. То, что Ваш знакомый измерил как скорость (в конкретной местности), является "информационной скоростью", которая измеряется (в терминологии Microsoft) в КилоБАЙТАХ в секунду, что, на мой взгляд, конечно же понятнее для конечного пользователя. Информационная скорость естественно ниже коммуникационной, причем не всегда (точнее всегда) кратно восьми. В ПСИ РТКомм.ру информационная скорость означена "не менее 9 КилоБАЙТ/сек" и даже имеется специальная методика ее измерения. Если Ваш знакомый обнаружил, что параметры доступа не соответствуют нормам качества, то он имеет полное право не подписывать акты выполненных работ и потребовать устранения неисправностей. Все этапы претензионной работы, методика приемо-сдаточных испытаний, телефоны службы техподдержки и прочая указаны в пакете документов, выданном при подключении образовательного учреждения, включая договор на услуги связи подписываемый, либо директором школы, либо другим должностным лицом, отвечающим за информатизацию в школе. Иного быть не могло. Точка. Иначе объект не может считаться действующим и счетов на оплату также не может выставляться. Если конкретный пользователь не удосужился прочитать подписанные им собственноручно документы, то это проблема конкретного пользователя. Все остальное называется "переложить с больной головы на здоровую". Об ущербности технологии xDSL ("Широкополосным" данный вид связи называется по сравнению с модемным коммутируемым соединением из маркетинговых соображений. Вам, как редактору-обозревателю журнала о коммуникационных технологиях, как минимум, полагается это знать), на котором построена реализация всей программы: а назовите, пожалуйста, другую технологию, которая бы позволила в столь сжатые сроки, в условиях ограниченных ресурсов и прочее реализовать данный проект? С удовольствием почитаю на страницах вашего уважаемого издания аналитику, посвященную сравнительному анализу существующих на сегодняшний день технологий организации последней мили. Если будет необходимость в комментариях - обязательно поучаствую.
Во-вторых, сомневаться в лигитмности установленного ПО на школьном компьютере меня побудила конфигурация собственно компьютера и версия операционной системы. Они указаны в Ваших "письмах". Возможно Ваш знакомый доктор ф\м наук и является знатоком программирования не только на уровне MS-средств, но в Ваших же письмах он письменно называет себя "лохом". Я не понимаю, кто и как купил WindowsXP SP2 на указанную конфигурацию компьютера. Рейман посоветовал? Кстати,о Linux. Вы не поверите, можно получить в любом, даже самом заповедном месте. Даже в Африке на горе Фернандо-По. Достаточно написать письмо, например, в Ubuntu, и через некоторое время по почте Вам придет CD-диск с последней версией. Бесплатно. Адрес дать? (только никому не говорите - он очень секретный) :)
В-третьих, об оборудовании школ я уже писал раньше. Коротко: если никто не просит - никто и не даст.
В-четвертых, я ни Мининформсвязи ни лично г-на Реймана ни в коей мере не выгораживаю. Да, действительно у всего проекта есть значительные пробелы - "забыли" обучение пользователей, "забыли" (здесь точно сэкономили на спичках) качественный сервис-деск, не предусмотрели экспоненциальный рост трафика, переоценили развитие средств связи в отдаленных районах и многое другое. Я могу еще покидать камешки в огород и Минобразования (кстати, это они заказчики проекта, Минсвязь имеет к проекту отношение только в том, что в совете директоров Связьинвеста есть представители данного министерства) - список школ был очень не точный, ряд адресов школ были указаны не верно с точностью даже до населенного пункта, пропущено порядка 3-4% образовательных учреждений, абсолютно забыли средние профессиональные учебные заведения, не был учтен уровень подготовки пользователей. Вот с костюмчиком-то и вышли казусы...
И последнее: Не соглашусь абсолютно... "Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник"... Поставщик сервиса должен заниматься сервисом. А государственные мужи должны предусматривать все тонкости реализации государственных программ.
Совсем последнее. Галина, очень прошу Вас не обращать внимание на мое ерничание - на самом деле, я не зануда и не член "Единой России". Меня действительно волнуют проблемы информатизации образования и мне очень хочется чтобы мои дети учились в лучшей системе образования. Статьи, подобные Вашей, я уверяю, очень нужны и полезны, но они не должны быть однобокими и не должны экстраполировать отдельные случаи на всю систему целиком. Спасибо.
18.01 8:28 Михаил Климарёв :
Уважаемая Галина, Выбранный Вами Способ ведения дискуссии - обвинить оппонента в нежелании (неумении) что-либо понять и объявить вопрос закрытым является самым экономичным и эффективным полемическим приемом. Второй номер читать, скорее всего, не буду. Вдруг там тоже Вы в качестве "редактора-обозревателя" "письма из деревни" перепечатываете... Всего наилучшего!
Может, у Вас, Михаил, на Урале и все благостно, но в Тверской области далеко не так. И ЦентрТелеком, не Уралсвязьинформ. Так что Ваш комментарий "не по месту". И думается мне, что таких нессответствующих Вашим "мест" на деле -- "несть числа". И дело не в Эмоциях, а в том, что эмоций как раз и нет. Есть простая констатация факта: обещали -- не сделали.
10.01 18:33 Михаил Климарёв :
С прошедшими праздниками! :)
Но по статье: как говорится, "значит в песне ты не понял, увы, ничего".
Скажите, что обещали, а что не сделали? Обещали Интернет со скоростью не менее 128 килобит/сек? Сделали! Но то, что в легкую научат ПОЛЬЗОВАТЬСЯ этим самым Интернетом никто не обещал. Никто, я хочу акцентировать на этом Ваше внимание, НИКТО не обещал, что поможет найти иконку "сетевое окружение" на рабочем столе в виндоус КАЖДОМУ учителю информатики. По определению, учитель информатики, должен как минимум сам это уметь или хотя бы знать, где прочитать об этом. Иначе он никакой не учитель информатики. Никто не заставлял никого ставить "Microsoft Windows ХР. Professional Версия 2002 Service Pack 2" (кстати, а лигитимная ли?) на машину "Процессор Intel Celeron, 735 МГц, 120 Мбайт ОЗУ". Не будет эта ОС работать на такой конфигурации корректно и быстро. А почему Ваш знакомый не поставил на эту машину систему попроще? Win98, например? Я не говорю про Линукс, ибо точно "не осилит". Ваши "письма из провинции" просто еще раз подтверждают весьма низкую компьютерную грамотность населения. И все. И Минсвязь здесь ни при чем! Тем более, некорректно сравнивать УСИ и Центртелеком, потому как, генподрядчиком в данном конкретном проекте выступала компания РТКомм.ру и документы, и ПСИ, и техрешения, и все остальное было абсолютно идентичные во всех регионах и во всех школах.
Дорогой Михаил, извините, но, мне кажется, что Вы недопонимаете сути проблемы. Во-первых, скорость (в той конкретной местности) -- около 10 кбит/c, что на порядок ниже указанной Вами. Обещали -- широкополосный Интернет. Ну, если 10К это широко, то простите нижайше. Во-вторых, ставить Интернет на ТАКИЕ компьютеры -- это (на мой взгляд) по меньшей мере глупость. Если речь идет о программе "образование", то, прежде всего, следовало позаботиться об "окружении". Кто об этом должен был задуматься? Наверное все, и связисты в том числе (ванна с душем есть, воды нет). В третьих, Вы наверное, уже позабыли о судебном процессе "Microsoft против сельского учителя" -- это к вопросу об ОС -- легитимная, не волнуйтесь. А добыть в этой глуши Linux, а к нему еще все, что нужно для работы -- Вы бы сами попробовали. Кстати, в данной местности так прекрасно организовали доступ в райцентре (а через него идет весь Интернет района), что при малейшем падении напряжения все виснет. И дело не в квалификации УЧИТЕЛЕЙ (Вашу мне оценить трудно, а упомянутый мною человек, между прочим, доктор ф\м наук и с программированием знаком не только на уровне MS-средств). Уж, конечно, Минсвязь не при чем, их дело рапортовать. О том, что компьютерами население обеспечено на хх%, что сотовая связь шагнула широко (кстати, Megafon, который был образован как региональный оператор в регионах присутствует намного меньше, чем МТС или БиЛайн), о том, что программу "образование" почти выполнили..... Скоро, и то, что солнце встает -- тоже будет заслугой Минсвязи. Меня, как потребителя, не интересует, кто пришивал пуговицы. Надо, чтоб костюмчик сидел. А за это (за костюмчик) отчитывался не РТКомм, и не УСИ, не прочие подрядчики (те кто петли метает или карманы строчит), а министр Л.Д.Рейман. И получается, что слова есть, а дела, по сути-то, и нет, в одном месте "шить" умеют, в других-- нет (а, может, и не хотят). Кстати, если с помощью данного техрешения нельзя получить качественный сервис, то дело -- в техрешении, а не в пользователях. Вот об этом речь, а не об учителях и компьютерной грамотности. Я, понимаю, что данная публикация задевает Ваш корпоративный интерес, но это-- голые факты. Не верите, приезжайте, посмотрите сами -- берусь проводить. И последнее. Пока поставщик сервиса будет рассматривать себя, только как поставщик пуговиц ("остальное -- меня не касается") , настоящего сервиса ждать нечего. Надеюсь, что я ответила на все Ваши вопросы . С уважением Галина Большова.
Уважаемый Михаил, Про сравнение "последней мили" -- читайте второй номер ИКС. На все остальные Ваши "аргументы" и "пункты", извините уж, отвечать не буду, и не потому, что не могу, а потому, что вижу в них лишь нежелание признать очевидные огрехи коллег и, как следствие, обвинить журнал (а, может, меня лично?) в необъективности, стремлении к "жареным фактам" и прочих пороках, хотя название статьи и говорит само за себя: "Письма из провинции.... из неофициальных источников"(обращаю внимание на слово ИСТОЧНИК). А что касается истины, оная субстанция ни в каких инстанциях не бывает последней, согласно диалектике -- она сильно зависит от времени, пространства и субъекта (т.е. личности), то бишь, у каждого своя. На Вашу я и ни в коей мере не посягаю, лишь позволю себе себе считать нашу дискуссию завершенной.
С уважением.....
3.09 18:23 ALIVE:
Портал просто супер, побольше бы таких!
23.08 20:38 Piratski:
"Очень познавательно"