Rambler's Top100
Блоги Николай НОСОВ

В джунглях Борнео. По следам героев Майн Рида

  18 июля 2024 Страница персоны

— Жарко, но купаться не ходите. В реке очень большие крокодилы, — предупредила, сдавшая комнату в деревенском домике, радушная хозяйка. Крокодилы на Борнео — самые большие в мире. Могут весить тонну и достигать длины шести метров. Коренные жители Борнео даяки, в чьей деревне находимся, к опасному соседству привыкли. А вот гостям следует проявлять осторожность.

Рассвет на реке Кинабатанган

Рассвет на реке Кинабатанган

В справедливости слов убедились уже через пять минут после отправления нашей лодки — в двухстах метрах от деревни в воде лежал четырехметровый крокодил. Вспомнилась книга Майн Рида «В дебрях Борнео», когда герой бросился в воду, вставил в распор в пасть крокодилу бамбуковую палку, после чего тот захлебнулся водой и утонул. Но проверять эффективность описанного способа не стал. Да и можно ли здесь обижать крокодилов, ведь берега реки Кинабатанган объявлены национальным парком.

Герои книги, пересекшие после кораблекрушения остров от побережья Целебесского моря до спасительного Брунея, очень опасались туземцев — даяков — дикарей, «которые не прочь полакомиться человеческим мясом и любимое занятие которых — отрезать головы попавшимся в их руки людям». Но термин «даяки» объединяет более сотни разных племен. Живущие в деревне «люди реки», как пояснила хозяйка, никогда отрезание голов не практиковало.

За свою голову на Борнео можно не беспокоиться — англичане запретили эту практику еще в начале прошлого века. Во время войны разрешили даякам отрезать головы японцам, а после завершения — установили окончательный запрет. Старые черепа еще можно найти в деревнях потомков «охотников за головами», но в повседневной жизни они уже не используются. Во всяком случае, это утверждал в другой деревне потомок «великого воина, добывшего 43 головы врагов». Он же пояснил, что голову надо отрезать у живого человека, держа его одной рукой за волосы, а другой орудуя специальным ножом. Тогда душа останется в голове и с ней можно будет общаться шаманам. Это важно. Мертвый человек для этого ритуала бесполезен — его душа уже улетела на гору Кинабалу.

Черепа в хижине «охотников за головами»

Черепа в хижине «охотников за головами»

Отрезанную голову высушивают и добавляют в коллекцию, хранящуюся под крышей. Потомок утверждал, что в его племени убивали только воинов-врагов. В других племенах не были столь разборчивыми — в зачет при инициации мальчика годились женские и даже детские головы.

Лодку ведет брат хозяйки нашего домика, обещавший показать «дикого человека» —орангутана. У Майн Рида — это страшное животное, разорвавшее пасть крокодилу, едящее женщин и детей и укравшее маленькую дочку героя. На самом деле орангутан не так опасен, да его еще попробуй найди. Мы за два дня так его на реке и не увидели, а познакомиться довелось только через несколько дней в Rain Forest National Park.

Орангутан

Орангутан

Самец действительно выглядел грозно, ниже меня ростом, но гораздо шире в плечах. Нападет — не справишься. Находившийся недалеко вооруженный бамбуковой дубинкой местный предупредил, что если орангутан начнет двигаться к нам — надо сразу убегать. А вот самки меньше и выглядели довольно безобидно. Пока пытался сфотографировать — подкрался детеныш и попробовал помочиться сверху мне на голову. Не попал.

Интересно, как самка переводила детеныша между деревьями. Схватила ветку одного дерева лапой, другого — ногой, и детеныш прошел по ней, как по мосту. Еще одну самку с детенышем видели во время кормления — служащий вынес на помост на границе леса корзину с бананами. Впрочем, никто кроме нее из джунглей на халявные бананы не позарился.

Самка обезьяны носача

Самка обезьяны носача

Проплыв около получаса по реке Кинабатанган, увидели на деревьях местных эндемиков —носачей, обезьян со смешным, похожим на огурец носом. У самок нос более аккуратный — но тоже забавный, острый, как у Буратино. Носачи — отличные ныряльщики и пловцы, одни из немногих обезьян, способных преодолевать большие расстояния на двух ногах.

Самец обезьяны носача

Самец обезьяны носача

Другие забавные обезьяны — макаки-крабоеды, сидели на берегу, периодически с опаской вытаскивая какие-то корни из воды. Опасаться есть чего — крокодил может подкрасться совсем незаметно.

Макака-крабоед

Макака-крабоед

Перед поездкой прочитали, что на острове питон съел местную женщину — мать троих детей. Даже выкладывали фото питона с раздувшимся животом. В романе Майн Рида герою тоже пришлось сражаться с питоном, спасшись только при помощи друзей. А вот нам не повезло — змей в джунглях видели много, но питона не встретили.

Зато увидели описанную в книге птицу-носорога, символа штата Саравак, попавшую и на герб Малайзии. У птицы интересный подход к размножению. Самец ищет для семьи «квартиру» — подходящее дупло, после чего приглашает посмотреть «дом» самку. Если её жилплощадь устраивает — самка соглашается на спаривание. После откладывания яиц самец замуровывает дупло глиной, оставляя лишь щель для клюва «заключенной». Самка в безопасности насиживает яйца, а самец обеспечивает пропитание, кормя самку через щель. Через эту же щель самка испражняется. Вырубка лесов сильно ударила по численности птиц — нет жилплощади — нет спаривания — нет потомства. Так что встреча с этой птицей — большая удача.

Птица-носорог

Птица-носорог

Смертельную опасность представляло в книге дерево анчар, под которым герои разбили лагерь и от испарений которого чуть не умерли. Явное литературное преувеличение — спать под ядовитым деревом не опасней чем под березой.

Цифровизация добралась до этих мест — у деревни поставили вышку связи. После чего хозяйка решила подзаработать и дала объявление о сдаче комнаты в интернет. Условия спартанские, зато недорого и можно изучить быт местных жителей изнутри, тем более, что хозяева живут в соседних комнатах. Детей у них нет, зато куча племянников и племянниц, которые шумно праздновали новый для даяков праздник — «куйрам-байрам» — «люди реки» приняли ислам.

В целом, поездками по реке остались довольны. Увидели не всех, кого хотели, но это же дикая природа, животные живут своей жизнью. Зато встретили и сфотографировали тех, на встречу с которыми не очень рассчитывали — знаменитых карликовых слонов Борнео. Не такие уж карликовые — не намного меньше индийских. Просидев полчаса в засаде удалось поймать момент, когда стадо вышло на открытую местность и сделать нормальные фотографии.

Карликовый слон

Карликовый слон

Не беда, что реальность сильно отличается от описанной в книге Майн Рида. Нет гигантских устриц, которыми питались на берегу спасшиеся путешественники, сильно преувеличена опасность погибнуть от упавшего с дерева колючего плода дуриана, орангутанги ломают челюсти крокодилам и не питаются людьми, да и другие факты часто вызывают улыбку. Главное — атмосфера романтики и приключений, которую смог передать английский классик.

Северное Борнео, Малайзия, июнь 2024. Фото автора

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.