Рубрикатор |
Блоги | Николай НОСОВ |
Пенаны, анчар и мир Пандоры
15 июля 2024 |
Поднимаю келепуд — двухметровую духовую трубку, грозное оружие пенанов. Выбираю мишень, используя как прицел небольшой металлический штык на конце трубки, и резко дую. Легкий дротик из саговой пальмы точно попадает в цель.
В джунглях Борнео
Классная штука. Идеальный канал в трубке. Непонятно, как пенаны обеспечивают прямизну отверстия в древесине. Грозное бесшумное оружие, незаменимое при охоте в джунглях, конечно, если дротик смазать ядом — соком воспетого Александром Пушкиным анчара — токсина, вызывающего судороги и смерть от остановки сердца.
В
пустыне чахлой и скупой,
На почве,
зноем раскаленной,
Анчар, как грозный
часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Странно, что поэт поместил тропическое дерево в пустыню. На Борнео, где растет самый ядовитый представитель этого вида — Antiaris toxicaria — ни пустынь, ни степей не видно. Да и поверье о ядовитости воздуха вблизи анчара, убивающей неосторожно приблизившихся к дереву животных и людей, не соответствует истине. Дерево как дерево, и трава под ним растет, и птицы над ним летают.
Духовая трубка хорошо бы смотрелась в домашней коллекции, но непонятно, как к ней отнесется персонал Туркменских авиалиний. Даже не в комплекте с ядом духовые трубки запрещены во многих странах, а в Великобритании срок можно получить даже за само владение таким оружием.
Длинные дома в деревне пенанов
Продолжаем путешествие по Борнео. Мы в малазийском штате Саравак, в деревне пенанов — коренных жителей острова, одного из последних народов охотников-собирателей планеты, даже в наше время кочующих по джунглям.
Пенаны известны своей практикой «молонг», что означает никогда не брать больше, чем необходимо. Долго не задерживаясь на одном месте, они наносят минимальный ущерб обитателям тропического леса. У кочевников по джунглям нет слова «спасибо», потому что помощь является само собой разумеющейся — все делятся добычей и помогают друг другу. Едят растения, которые также используются в качестве лекарств, со своими знаменитыми духовыми трубками охотятся на животных. Впрочем, настоящих кочевников в джунглях осталось совсем мало — человек двести. После Второй мировой войны началась массовая вырубка тропических лесов — мест их обитания, и пенанов стали переселять в длинные дома в деревнях. В одной из них, на границе национального парка Мулу, мы оказались после сплава по реке Мелинау (Melinau River).
Вверх по реке Мелинау
Правительство прилагает усилия по интеграции племен в современное малазийское общество. Прогресс есть, молодежь осевших на земле пенанов стала заниматься выращиванием овощей. По данным правительства, на 2023 год 266 пенанцев получили признаваемое государством образование (formal education). Наш проводник-пенан сносно говорит по-английски, но в целом работы много — в деревне даже начальной школы нет, так что с местными объясняемся жестами.
В плане цифровизации тут тоже не очень. Вроде поставили телекоммуникационную вышку, но интернет недоступен. Есть работа для операторов связи. Может быть, даже для российских — в июне премьер-министр Малайзии заявил, что в 2025 году страна начнет официальный процесс вступления в БРИКС.
На международном уровне пенаны прославились в конце 80-х, когда стали сопротивляться лесозаготовкам на своих территориях, приведшим к загрязнению рек, дефициту кабанов и оленей, потере используемых в пищу саговых пальм и священных ротанговых пальм — воплощения их могущественных духов и божеств. Все как в фильме «Аватар», но на нашей планете и с более реалистичным концом. А возглавивший борьбу шесть лет кочевавший с пенанами по джунглям экоактивист Бруно Мансер — «внедренный на Пандору представитель земной цивилизации», так и не смог защитить мир «на’ви». Он бесследно исчез в джунглях и официально был признан погибшим в 2005 году.
По-прежнему темпы вырубки лесов в Малайзии самые высокие в тропическом мире. Освободившуюся от джунглей землю отдают под коммерческие плантации каучука и пальмового масла, культур прибыльных, но бесполезных для местных животных и туземцев.
Деревня стоит на берегу реки, служащей естественной границей национального парка. Вода чистая, нет крокодилов и можно купаться.
Малайзия, Борнео, Июнь 2024. Фото автора
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.