Rambler's Top100
Блоги Николай НОСОВ

По Саудовской Аравии на арендованном автомобиле

  14 февраля 2023 Страница персоны

Саудовская Аравия — белое пятно для туристов. В королевство мечтал попасть давно. Еще лет десять назад ходил в посольство страны в Москве, общался с тщательно закутанной во все черное девушкой, собирал документы на транзитную (!) визу, но так успеха и не добился. Мусульманских паломников страна принимала, а вот в туристах заинтересована не была. Нефти и денег много, всего хватает, зачем еще возиться с посторонними людьми.

Рассвет над Аравийской пустыней

Ситуация радикально изменилась, когда наследный принц Мухаммед ибн Салман начал проводить крупномасштабные реформы. В 2019 году страна впервые в истории выдала туристическую визу! Правда, после этого началась пандемия, и границы закрыли, так что по настоящему первым туристическим годом можно считать 2022-й.

Туристическую визу стали давать через интернет. Первая попытка успехом не увенчалась — то, что для оплаты российские банковские карты окажутся непригодны, сюрпризом не было, а вот то, что не сработала MasterCard из соседней страны, удивило. Оказывается, для оплаты не принимаются любые карты Visa и MasterCard, выпущенные в странах СНГ!

Пришлось срочно заводить виртуальную карту Union Pay в одном из российских банков. Конвертация рублей в юани, далее в доллары США и саудовские риалы существенно увеличила требуемую сумму, но электронную визу мы все-таки получили. Причем многократную и на год.

Дороги хорошие. Есть где разогнаться.

Едем вдвоем, попутчиков не нашли. Главное препятствие — жесткий запрет в королевстве алкоголя, а больше недели без пива — испытание, которое может выдержать далеко не каждый. Чтобы нарваться на мгновенную депортацию, достаточно, чтобы на таможне нашли в багаже книгу с рецептами производства спиртосодержащего напитка. Бутылка виски на черном рынке обойдется в сумму около $500. За употребление выпорют ребята из Комитета защиты добродетели и удержания от порока, да еще и наложат штраф.

Прямых рейсов нет, будем добираться через Каир, тем более, что в Египет пригласили выступить на конференции. Туризм в королевстве в зачаточном состоянии, гостиницы только в крупных городах, мотелей и кемпингов нет, так что берем рюкзаки, спальники и палатку. Можно ли спать в королевстве в палатке — вопрос открытый. Так туристы еще не делали, проверим на себе. В конце концов как-то местные путешествуют и где-то спят. Очень беспокоит прокат машины — если не примут нашу банковскую карту, то все планы разрушатся, с общественным транспортом в стране очень плохо.

В очереди на посадку в самолет из Каира до Джидды выделялись мужики в сандалиях, завернутые в белые махровые полотенца на голое тело. Складывалось ощущение, что попал в баню или на съемки фильма о греческих философах. Потом догадался, что это мусульманские паломники, отправляющиеся в Мекку на малый хадж — умру. Что посадка на самолет в Саудовскую Аравию, поняли сразу — очередь разделили на мужскую и женскую.

В аэропорту Джидды

Гигантский, на несколько этажей аквариум с рифом, плавающими большими рыбами и даже акулами — безусловное украшение аэропорта Джидды. Все же умеют здесь пустить пыль в глаза. Находим конторы по прокату автомобилей и начинаем переговоры. Большинство не дают машины без ограничения пробега даже за дополнительную плату. Исключение – Yello, но у них нет полноприводной машины. Берем обычный кроссовер, но тут новая проблема — не хотят вписывать Ирину вторым водителем. Женщинам уже два года назад разрешили управлять автомобилем. Возможно, в королевстве просто не принято вписывать второго водителя. Первый раз за все многочисленные зарубежные поездки потребовали международные права.

Пробки на улицах Джидды усугубляются агрессивным стилем вождения. Конечно, не Каир, но все-равно тяжело. За городом становится легче. Внимательно следим за ограничивающими скорость знаками на трассе. Это не просто, цифры на арабском. Но что делать, за превышение скорости более чем на 10% — большой штраф, плюс три дня тюрьмы. А изучение местной пеницитарной системы в наши планы не входит.

Знак ограничения скорости в 100 км/час

Поворачиваю по навигатору и через некоторое время замечаю, что все машины несутся навстречу. Доходит, что здесь одностороннее движение. Если классифицируют как опасную езду, то не только штраф и 20 дней тюрьмы, но и 20 ударов палками. Срочно припарковываюсь и ищу новую дорогу.

Начинает спускать колесо. Видимо, уже был небольшой прокол, когда брали машину. Заезжаю на бензозаправку и с помощью жестов и Google Translate на смартфоне пытаюсь объяснить проблему. Все с помощью того же смартфона отвечают, что сегодня пятница — выходной. Приезжайте завтра.

Нахожу автосервис. Гастарбайтер из Йемена знает пару фраз на английском. После того, как рассказываю, что был на Сокотре и в Сане, становимся лучшими друзьями. Подкачивает колеса и денег не берет.

Так, подкачивая каждый день колесо, и ехали, но позднее уже освоился — находил автосервис и подкачивал колеса самостоятельно. Google Translate очень помогал, когда надо было с арабского перевести важные надписи, например, мужской туалет или женский. Но в целом перевод не очень качественный. Когда в магазине навел на название пирожков, получил перевод «два кота». Долго думал, но брать не рискнул.

Верблюды у дороги

Большая опасность на дороге — верблюды, которые совершенно не обращают внимания на машины. Диких, как говорят, почти не осталось. Но и за домашними особо не следят. Если водители видят их вблизи дороги, сразу сбрасывают скорость.

Едем по трассе. Дорога отличная, но уже устал. Ирина садится за руль, выставляет скорость 130 км/час и включает круиз-контроль. Саудиты очень болезненно реагируют, когда их обгоняет женщина — прибавляют скорость, не дают завершить обгон. Хорошо, что машин немного.

Бензин почти на нуле, но впереди Медина — город большой, заправимся. И тут неожиданная неприятность — знак, что Медина запретный город, и предложение объехать его по окружной, где бензозаправок, по данным Maps.me, нет. Вариантов нет, продолжаем движение и въезжаем во второй по значимости город ислама.

На въезде в Медину

На бензоколонке спрашиваю, где туалет.

За углом.

А женский?

Женского здесь нет.

Встречал туалеты «Только для иностранцев», «Только для принцев и принцесс», но с гендерной сегрегацией столкнулся впервые. Скорее всего, особенность бензоколонки, женщин- паломников тоже много, да и в дальнейшем с такой дискриминацией не сталкивались.

В целом на арендованном автомобиле ездить по Саудовской Аравии можно. Тем более что даже из аэропорта в город общественного транспорта не нашли. Часто на основных трассах арабская вязь на знаках дорожного движения дублируется привычными для нас цифрами и не надо гадать о скоростных ограничениях. В городах встречаются элементы «умного города»  установленные над трассой видеокамеры, фиксирующие нарушения. Интересно выглядят видеокамеры в пустыне с питанием от солнечных батарей. Блокпосты на дорогах встречаются, но ни разу на них документы у нас не проверяли.

Саудовская Аравия. Февраль 2023.

Фото автора

 

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен