Рубрикатор |
Блоги | Леонид АНИКИН |
Как завлечь клиента в облака и как удержать его там
26 октября 2017 |
Выбери правильный сегмент, донеси информацию о своём продукте аудитории и работай над обращениями (интересами). Это классическая схема процесса продаж. До того, как я оказался в облачном бизнесе, я следовал этому простому сценарию много раз.
Более сложный шаг – работать целенаправленно с клиентами, которые купили ваш продукт в прошлом, предлагая им новую версию продукта. Через 3 года после покупки автомобиля, дилер стал звонить мне каждые 6 месяцев с предложением новых моделей. Для дилера бы было совсем идеально, если бы мой автомобиль вообще перестал работать ровно через 3 года после приобретения. В этом случае, достаточно было бы позвонить только один раз.
Если ваш продукт – ограниченная по времени подписка (например, автомобильная страховка или ИТ-аутсорсинг), то успешное продление является ключевым фактором для бизнеса. Намного дешевле продлить подписку, чем найти нового клиента. Эта идея настолько очевидна, что компании пытаются продать их стандартные продукты в форме подписки. К примеру, в начале, Майкрософт просто выводила на рынок новый продукт, продавала его, а когда появлялось новая версия, то предлагала купить теперь и её. При этом клиент мог заплатить за обновления или остаться со старым продуктом. Позднее, Майкрософт придумала 3-летние подписки, в течение которых клиенты могли использовать любые версии продукта, а Майкрософту стало нужно убеждать клиентов продлевать подписку один раз в 3 года. Причём, если клиент не продлевал подписку, то он вообще не мог пользоваться никакой версией продукта. Продавать продление такой подписки стало намного проще, чем продавать новую версию.
Но, как это работает с облаками?
Наиболее сложный и важный шаг – это первая покупка, когда клиент впервые начинает использовать облачную инфраструктуру вместо своей собственной. В этот момент вам нужно помочь клиенту изменить способ мышления, и первый раз добиться этого бывает максимально сложно.
Хорошо, клиент приобрёл облако. Когда наступает время для продления подписки? Когда команда продавцов должна вернуться к клиенту?
Может, это момент следующего платежа по счёту? Определённо, нет. Клиент платит за облако каждый месяц, как за электричество.
Может быть, это момент выпуска новой версии? К сожалению, добавление новых функций – непрекращающийся процесс в облаках, который обходится без ярких мероприятий и анонсов.
Или, возможно, продавцам вообще не нужно тесно работать с клиентами, которые уже приобрели облачные сервисы. Ведь продавцы электрической компании или интернет-провайдеров не делают этого.
На эти вопросы выше не так просто ответить.
Продажа облаков – это последовательная продажа двух идей:
1. Общая идея аутсорсинга (арендуй вместо покупай)
2. Различные сценарии использования (как и где облака могут помочь сэкономить деньги).
Первая идея – наиболее важная и сложная. Вторая – более техническая и опирается на опыт, полученный на предыдущих клиентах.
Поэтому в облаках процесс продаж не находится в промежутке от запуска новой версии до запуска следующей, и не от первоначальной продажи до обновления подписки.
Процесс продаж облаков состоит из непрерывной продажи множества сценариев использования после того, как клиент сделал свой первый выбор в пользу облака.
Как результат, и команда продаж облаков должна быть организована соответствующе. Когда я начинал работу в провайдере, у меня была только одна команда продавцов. Одни и те же люди отвечали и за пре-сейл, и за активацию клиентов (миграцию и т.п.) и за последующую работу с клиентами, включая дополнительные продажи. Хорошо для стартапа, но не оптимально для серьёзного бизнеса. Найти хороших продавцов облачных сервисов очень сложно (см. мою отдельную статью про найм продавцов), и если вы нашли их, то хотите, чтобы они приводили вам новых клиентов, не отвлекаясь на другие вещи.
Для большинства облачных сервисов, я бы рекомендовал разделить процесс продажи на 3 блока:
1. Привлечение новых клиентов. Вам нужны «хантеры», которые будут приводить клиентов
2. Активация клиентов. Реализация любого первого сценария использования. Вам нужен кто-то с образом опытного проджект-менеджера, который в состоянии помочь клиенту пройти первую стадию внедрения как можно быстрее.
3. Последующая непрерывная допродажа. Средний рост потребления клиента – 30% за год, и это просто глупо не уделять этому внимание. Вам нужен тут внимательный и внушающий доверие советник для клиента, который поможет ему получать пользу от вашего облака.
В наш век глобализации можно получить дополнительные преимущества от размещения этих команд в разных географиях. Действительно, хантеры должны быть рядом с клиентами, а вот остальные две команды могут разместиться в регионах с менее дорогими затратами на персонал.
Это просто удивительно, насколько облако отличается от других сфер ИТ. Тут подходит другая мотивация, другой scorecard и другие качества сотрудников. Не нужно стесняться заимствовать идеи у конкурентов, но лучше не с рынков «железа» или ПО, а с рынка сервис-провайдеров. Например, я много идей украл у телеком-операторов. Они, можно сказать, старшие братья облаков.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.