Двое на одном стуле: ФАС и Роспотребнадзор пересеклись в компетенции
|
15 февраля 2012 |
|
Уж сколько копий сломано в полемике о чрезмерном контроле и надзоре, установленными над российским бизнесом! Связь и телекоммуникации по степени внимания государственных органов к деятельности участников рынка давно уже стали притчей во языцех, и мало кого удивляют. Но в некоторых сферах даже знатокам телекома скучать не приходится, столь много здесь открытий приготовили нам отечественное регулирование и судебная практика.
Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация, когда одна и та же область общественных отношений находится под контролем сразу двух органов исполнительной власти: Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор).
В соответствии с п.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня
2004 г. N 322, Роспотребнадзор осуществляет следующие полномочия: надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области .... защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
- государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Перечисленного достаточно, чтобы понять, что рассмотрение любых нарушений Правил оказания услуг связи, утвержденных Правительством РФ, будь то Правил об оказании телематических услуг связи или об оказании услуг кабельного телевещания и др, относится к компетенции Роспотребнадзора. Необоснованно приостановил абоненту оказание услуг местной телефонной связи или выставил счет на неожиданно для абонента высокую сумму? Включил в договор с абонентом условие о необходимости получения утраченного счета в офисе оператора связи? Манипуляции с тарифами на услуги? Будь готов объяснять свою позицию надзорному органу. И, если оказался неправ, ответишь по всей строгости КоАП РФ.
Но вот в чём фокус. Заметная часть подобных нарушений может также стать предметом разбирательства, возбуждённого антимонопольной службой, которая согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г., является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Поскольку в соответствии с п.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, антимонопольный орган может взять к своему производству самые разнообразные дела, в которых обнаружит «ущемление интересов других лиц».
Напрашивается вопрос: каких именно интересов? Каких именно «других лиц»? Нет ответа в законодательстве!
Пояснение пришло из зала суда. В постановлении Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 № 14185/10, принятому по спору ОАО «РЖД» с ФАС указано: согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ФАС России переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства за исключением функции в сфере защиты прав потребителей, которая наряду с функцией по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора передана Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения. Однако суд кассационной инстанции (данное постановление кассационной инстанции Президиум ВАС РФ и отменил своим постановлением - моё примечание) признал законными решение и предписание ФАС России, принятые по результатам проверки общества в связи с жалобами на нарушение прав потребителей, при отсутствии действий, влекущих недопущение, ограничение, устранение конкуренции или нарушающих законодательство о естественных монополиях.
Проще говоря, Президиум ВАС РФ признал неправомерной попытку ФАС вторгнуться в компетенцию Роспотребнадзора в области потребительского рынка и защиты прав потребителей при одновременном отсутствии со стороны правонарушителя действий, влекущих недопущение, ограничение, устранение конкуренции или нарушающих законодательство о естественных монополиях. Высший судебный орган по сути ограничил ФАС в возбуждении дел по жалобам потребителей, если при не совершаются действия, влекущие недопущение, ограничение, устранение конкуренции или нарушение законодательства о естественных монополиях. А таких дел много в практике ФАС и в ряде случаев правонарушителю может грозить оборотный штраф, исчисляемый, порой, сотнями тысяч, а иногда и многими миллионами рублей.
Совершенно логичное и естественное решение суда, хотя и оно не является решением описанной правовой ситуации (постановлением суда закона не перешибёшь!). У антимонопольного органа в России и без сферы защиты прав потребителей - гигантский простор для деятельности и мощные инструменты имущественного воздействия на правонарушителей. Вступившее в минувшем январе в силу законодательство, составляющее т.н. «третий антимонопольный пакет», а также, к примеру, позиция руководителя ФАС России Игоря Артемьева, высказанная 15.02.2012г. на открытии ежегодного восьмого всероссийского форума-выставки "Госзаказ-2012", лишний раз подтверждает "планов громадьё". Вот реализуйте их, господа!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.