Рубрикатор |
Блоги | Борис ЛАСТОВИЧ |
Почему не снижаются междугородные тарифы?
21 ноября 2007 |
Прошло два года с момента объявленной государством либерализации рынка услуг междугородной связи. Три десятка операторов стационарной и сотовой связи, а также IP-телефонии получили лицензии, и большинство из них уже приступили к оказанию услуг. Казалось бы, конкуренция налицо и следует ожидать резкого снижения тарифов. Однако, этого не происходит. Тарифы альтернативных «Ростелекому» операторов на услуги для массовых пользователей ниже всего на 10–15% и экономических перспектив существенного их снижения не усматривается.
Это тем более удивительно, что в других странах с появлением конкуренции в этом секторе рынка стоимость услуг дальней связи снижалась в разы. И к тому имеются весомые предпосылки: введение рыночных механизмов регулирования устраняет неэффективную госмонополию и позволяет в полной мере реализовать возможности и преимущества современных технологий, на порядок сокративших стоимость оплаты междугородних и международных каналов и трактов, самой весомой составляющей издержек на предоставление услуг дальней связи. Примечательно, что в результате конкуренции доходность междугородной связи в целом не снизилась, так как снижение тарифов стимулировало опережающий рост потребительского спроса. Операторы не потеряли своих прибылей, а потребители, прежде всего население, только выиграли.
Следует признать, что в России полный перевод национальных сетей на цифровые технологии, как это было сделано в развитых странах еще в 80–90 гг. прошлого столетия, еще и сегодня не завершен, однако основные магистрали, пропускающие, полагаю, не менее 80% междугородного трафика, реконструированы. А сети новых операторов («Транстелекома», «Экванта», операторов мобильной связи) сразу строились на базе современной техники и технологий. Так что техническая отсталость вряд ли может служить основным сдерживающим фактором в снижении тарифов.
Нет и ажиотажного спроса, превышающего возможности предоставления услуг и позволяющего операторам держать цены на высоком уровне. Отраженный в статистике за 2006 г. 20-процентный прирост международного трафика не только следствие повышении спроса, но и в значительной степени результат изменений в нормативно–правовой базе, а также действий налоговых органов, заставивших операторов вывести из тени значительные объемы «серого» трафика.
На текущем этапе либерализации рынка конкуренция в секторе услуг дальней связи приобрела форму борьбы перераспределение трафика «Ростелекома», что особенно заметно в сегменте корпоративных пользователей. Но в таком случае, поле для конкуренции ограничено, а в существенном снижении тарифов, против устанавливаемых ФАС для доминирующего оператора, нет особого смысла.
Но основная причина сохраняющихся в условиях либерализации рынка высоких тарифов на услуги дальней связи мне видится в особенностях регулирования телекоммуникационного рынка РФ в целом и сектора услуг междугородной связи в частности.
Законы, регулирующие национальные рынки услуг связи в развитых странах (но не «деятельность в области связи», как в России!), построены по единому принципу, изложенному в виде рекомендаций ВТО, соответствующих директив Евросоюза, и являются законами прямого действия, т.е. не требуют для своей реализации множества подзаконных актов. У нас же, по заявлению одного из бывших высокопоставленных чиновников Мининформсвязи, для реализации в полном объеме Федерального Закона о связи 2002 г. требуется введение в действие порядка 600 дополняющих его подзаконных актов.
Длительные сроки подготовки Постановлений, Приказов, Правил, Положений и т.д. при сравнительной легкости изменения вносят дополнительные риски в бизнес, ограничивая развитие краткосрочными быстроокупаемыми проектами, что не может не сказываться на тарифной политике операторов.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.