Рубрикатор |
Блоги | Алексей РОКОТЯН |
Вредные соображения (продолжение - часть 4-ая)
06 ноября 2007 |
На заре развития телекоммуникационного рынка в нашей стране коллегия Минсвязи России слушала вопрос о Концепции развития междугородной и международной связи в Российской Федерации. Если не ошибаюсь, это был 1993-й год, только-только появилась первая российская цифровая международная линия связи Копенгаген – Кингисепп. Докладывал начальник Отдела по координации и развитию междугородной и международной связи Наум Семенович Мардер, безусловно талантливый и много сделавший для отрасли человек, мой шеф и учитель в период работы в министерстве. Именно в этом документе, концепции с не слишком определенным правовым статусом, и был сформулирован тезис о том, что на начальном этапе развития рынка для целей ускоренной модернизации сети и в силу перекосов в ценообразовании в России на определенный период будет сохранена монополия на услуги дальней телефонии.
Так что когда говорят, что раньше закон не позволял работать нескольким операторам, а теперь вдруг позволил – не верьте. Те, кто так говорит, законов не знают. Или делают вид, что не знают. Ни раньше, ни сейчас в законодательстве нет ни одного правового акта, говорящего о том, сколько может (или могло) быть в стране операторов дальней связи. Это всегда регулировалось лицензионной политикой Минсвязи без внятного правового оформления.
В конце 90-х годов, когда произошла либерализация европейских телекоммуникационных рынков, этот вопрос начали изучать и мы в министерстве связи. Основное, что на тот момент удерживало от практических шагов – существенная несбалансированность тарифов на услуги местной и дальней связи. До конца этот вопрос не решен до сих пор, хотя ситуация и улучшилась по сравнению с концом прошлого десятилетия.
Кроме того, мы предвидели те чисто технические сложности, которые предстоит преодолеть, чтобы внедрить на телефонных сетях возможность выбора оператора дальней связи. Как первый шаг в этом направлении, в «Систему и план нумерации на сетях связи 7-й зоны всемирной нумерации», введенную в 1999 г., была заложена возможность введения префикса, позволяющего выбрать оператора дальней телефонии при наборе номера.
В 1999 г. по поручению руководителя Госкомитета по телекоммуникациям (так тогда называлось Минсвязи) Александра Анатольевича Иванова проработкой условий выхода новых операторов на рынок начали было заниматься вполне конкретно. Но очередная смена руководства в Министерстве остановила этот процесс на несколько лет. Новый состав отраслевого регулятора вернулся к этой теме, насколько можно судить, где-то в 2003-м или 2004-м, уже после принятия нового закона «О связи».
Эти 4 года оказались, на мой взгляд, крайне критичными. За это время стало совершенно понятно, что исторический век классической телефонии недолог. Передача голоса по универсальным IP-сетям стала за это время промышленной технологией. Появился Skype, предоставляющий голосовые (и не только!) услуги по совершенно другой бизнес-модели.
И все это не только показало сравнительно дешевый способ передачи голосового трафика. Реальная прямая экономия от замены коммутации каналов на IP-сеть отнюдь не столь велика, как об этом принято говорить.
Появление Интернет, развитие IP-технологий, новые бизнес-модели в корне изменили картину развития отрасли. Самое главное, что стало вполне понятным как раз в 2004…05-м годах – это то, что в будущих сетях связи передача голоса будет всего лишь одним из многих приложений, равноправно работающих поверх универсальной сети передачи данных. И что эта сетевая инфраструктура принципиально отличается от привычной телефонной сети. В частности, она не имеет технологически обусловленной иерархии.
Интересующихся отсылаю к моим статьям в ИКСе, где изложен взгляд на этот комплекс проблем:
http://www.miks.ru/magazine/magazine_look.php?id=753http://www.miks.ru/magazine/magazine_look.php?id=980
http://www.miks.ru/magazine/magazine_look.php?id=1117
В этих условиях оценка случившейся в 2006-м либерализации российского рынка дальней связи становится не такой однозначной.
Нет, я отнюдь не являюсь противником самой идеи. Либерализация рынка, безусловно, давно была нужна. Уже в самом начале 2000-х годов была давно нужна.
Но в середине десятилетия, когда она реально случилась, эффект от нее будет совсем не тот, какой можно было бы ожидать. Тем более, что уже начал активно развиваться процесс замещения фиксированной телефонии сотовой связью, а телефон, работающий по IP и имеющий только Ethernet интерфейс, перестал быть экзотикой.
И еще один вопрос – а все ли удачно решено в отечественной либерализации с регуляторной точки зрения?
И тут мы подходим к еще одному, безусловно «очень вредному соображению»:
Наше «технологически нейтральное» регулирование отнюдь не нейтрально как раз технологически.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Что такое NGN? И чем NGN отличается от другой какой современной сети? И что мы понимаем под NGN-ами по всей России? 100%-ную NGN-изацию или просто наличие подобной сети в населенных пунктах свыше ... человек населением и принципиальная возможность получить услуги по этой сети?
Это я к тому, что вопрос не столь очевидный.
А если серьезно, то вопросы развития инфраструктуры всегда сложны, особенно при смене поколений техники и (тем более!) бизнес-моделей. Не говоря о том уже, что сегодня то, что мы называем "NGN" только-только начинает подходить к товарному виду, пригодному для замены традиционной техники. Поэтому сложностей с внедрением масса:
а) бизнес-планирование. Не так просто сочинить честный бизнес-план, обосновывающий замены традиционной телефонной инфраструктуры на новое (не люблю термин NGN, хоть режьте)
б) обеспечение надежности и прогнозируемости характеристик сети и, соответственно, качества услуг
в) интеграция сервисов на базе этой сети и сама организация бизнеса. Оч-ч-чень непростая тема. Надеюсь, в 12-м номере ИКСа выйдет мое очередное писание про это.
Так что побоюсь я делать прогнозы. Хотя очевидно, что новое поколение телекоммуникационного оборудования теперь уже начинает занимать существенную долю внедряемых железок и эта доля скоро начнет доминировать.
когда я читал в СМИ о технологически нейтральном регулировании услуг связи в РФ, у меня всегда возникало чувство, что эта позиция не подкреплена нормативными документами. А вот обратное мнение как раз имеет надлежащее обеспечение. Для этого достаточно взгялнуть на Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии ...", утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. № 87. И причем это постановление прочно вшито в полотно иных нормативных актов, привязанных к Федеральному закону "О связи".
Отсюда вопрос, а какие именно действующие отечественные нормативные акты постулируют идею технологической нейтральности? Ответа я найти не могу.
Вы безусловно правы в том, что реформа нужна и конкуренция - тоже. Я в своей многосерийной (как оказалось - организаторы этого блога выкладывают текст по частям) писанине попытался показать, что случившаяся реформа именно с этой точки зрения получилась не очень удачной. Нужно менять подходы в принципе,